Развитие и возможности

Мальцев меняет правила

Распределение земельных участков в Самаре будет проходить по новым правилам. 

Региональное министерство имущественных отношений разработало поправки в областное постановление, регулирующее порядок распоряжения земельными участками в Самаре. 

Таким образом, ведомство Николая Мальцева рассчитывает исключить коррупцию, которая допускалась прежними властями города из-за отсутствия четко прописанного законодательного механизма выделения участков, и возможности продолжения этой практики сохраняются до сих пор.

Городские власти практически не проводят конкурсы по земле и обладают монополией на информацию о картах и схемах продаваемых и выдаваемых в аренду участков. Сейчас поправки проходят согласование в самом ведомстве, после чего будут направлены на утверждение исполнительной и законодательной властями региона.

«С одной стороны, разработанным министерством проектом исключаются «белые пятна» – ранее не урегулированные вопросы взаимодействия арендаторов и покупателей земельных участков с министерством и мэрией Самары. Это касается как последовательности действий и решений, так и сроков, и теперь четко прописанных оснований для принимаемых решений. Уже само по себе это сократит количество переписки и волокиты, внесет определенность и прозрачность. В конечном счете выиграют все участники земельных отношений», – пояснил «СО» заместитель министра имущественных отношений Самарской области Максим Шевченко.

По данным областного минимущества, пользуясь несовершенством земельного законодательства, городские власти допускали ряд нарушений в части распоряжения земельными участками. Главным образом в открытый доступ не публиковались карты и схемы выдаваемых арендаторам и покупателям земель. Подобная непрозрачность вела к высокой коррумпированности данного направления деятельности мэрии. Более того, по словам Максима Шевченко, город нарушает и антимонопольное законодательство.

«Заказать изготовление плана-схемы участка, которая содержала бы всю необходимую информацию из систем обеспечения градостроительной деятельности, штампы и подписи о согласовании, можно только в муниципальном предприятии», – говорит замминистра.

Комментарии от самарского подразделения Федеральной антимонопольной службы «СО» получить не удалось. Отсутствие четкого регламента распоряжения участками ведет и к другим нарушениям – город систематически выдает разрешения на установку и эксплуатацию различных временных объектов (киосков, пивных ларьков) в отсутствие прав на данные участки, пояснили в минимущества. 

Экс-заместитель мэра Самары Александр Шатохин, отвечая на вопросы «СО», согласился, что в действующем законодательстве четко не прописан регламент распоряжения землями, и это ведет к коррупции со стороны не только мэрии, но и других участников процесса выдачи земельных участков, начиная с оценщиков и заканчивая юристами. Какие именно механизмы использовали городские власти и какой порядок бюджетных средств «отмывался» по подобным схемам, Шатохин, сам имевший отношение к процессам, связанным с землей, не пояснил. В городском департаменте строительства и архитектуры, который сейчас возглавляет Сергей Рубаков, на момент подготовки данного номера «СО» в печать не смогли предоставить ответы на запрос по данной проблеме. Со стороны мэрии областные власти также усмотрели нарушения, связанные с выдачей градостроительных обоснований.

«Эти документы выдавали коммерческие организации, в то время как заключения органов местного самоуправления должны быть собственные, а не прикрытые «обоснованиями» коммерческих организаций, пусть даже и специализирующихся в этой сфере», – поясняет Шевченко. 

Игроки строительного рынка Самары не отрицают, что взаимодействие застройщиков с городскими властями носит коррупционный характер, однако никто из участников не назвал конкретных сумм и механизмов, ссылаясь лишь на «серьезные проблемы», связанные с выделением земель в черте Самары. По мнению самарских застройщиков, поправки, предлагаемые областью, в настоящее время вводить необходимо.

«Проблем у застройщиков с прежними городскими властями было много, а на несовершенстве земельного законодательства наживалась абсолютно вся цепочка участников, начиная от городских властей и заканчивая всевозможными посредниками», — заявил «СО» генеральный директор компании Royal Estate Boutique Никита Петухов.

Заместитель генерального директора по маркетингу и аналитике УК «Эл-Траст» Вячеслав Рандаев отметил: «В Самаре действительно торги проводятся крайне редко. В период с 2008 по 2010 год городские власти провели только три аукциона по выделению земельных участков, из которых два не были признаны состоявшимися».

Директор по экономике и финансам ГК «Материк» Сергей Рыжков считает, что информация о схемах земельных участков должна быть открытой для всех.

«Решение минимущества регламентировать порядок выделения земель мэрией Самары вполне своевременное, поскольку у застройщиков возникает много разногласий по этому поводу с мэрией. Также поддерживаю инициативу области в части наведения порядка по «временным объектам», которые разбросаны по всему городу. Если исключить из общего количества подобных объектов те, которые установлены без разрешения, то как раз получится допустимое количество конструкций», – говорит Рыжков. 

Постройки уйдут вместе с землей 

Поправки в областное постановление «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» также предусматривают исключение преимущественного права на приобретение арендаторами незастроенных земельных участков. 

Таким образом, если ранее арендаторы могли без тендера приобретать арендованный земельный участок, то с введением поправок все участки предполагается выставлять на торги. Юристы считают, что подобная инициатива приведет к потере имущества (построек), которое находится на арендованных участках.

Управляющая ГК «Бизнес Актив» Наиля Насыбуллина пояснила «СО», что как в Самаре, так и в области существует множество предприятий, которые построили на арендуемых землях здания и сооружения, но не успели их оформить в собственность, поскольку подобный процесс является довольно длительным.

«В случае проведения аукционов данные участки будут выставлены на аукционы вместе со всеми строениями, расположенными на них. Тогда прежние арендаторы будут лишены своих объектов», — говорит юрист. Максим Шевченко, однако, пояснил, что те цели, для которых арендаторам предоставлен участок, исключают возможность строительства на нем капитальных объектов, в то время как право собственности дает полную свободу в выборе коммерчески наиболее эффективного использования участка – таким, как правило, является его застройка.

Есть мнение: 

Максим Шевченко, заместитель министра имущественных отношений Самарской Области 

— Новая процедура учитывает, что решения министерства в значительной мере зависят от информации о правовом режиме земельных участков, которая запрашивается как у федеральных и региональных органов власти, так и у структур мэрии Самары. 

Сергей Алехин, председатель комитета по вопросам строительства, имущественным и земельным отношениям 

— Если область наделена полномочиями распоряжения землей, собственность на которую не разграничена в черте Самары, то она и должна регулировать все механизмы взаимодействия с городом. Однако первым делом, на мой взгляд, министерство имущественных отношений должно зарегистрировать муниципальную собственность, ведь до тех пор, пока существует «двухглавость» в части распоряжения землей в Самаре между городом и областью, процесс получения земельных участков заявителями будет очень долгим и сложным. 

Дарья Доценко, начальник производственно-технического отдела ГК «Усадьба» 

— Если исключить для арендаторов преимущественное право на приобретение земельных участков, это для них, в итоге, сыграет негативную роль, поскольку с выставлением земельной площадки на торги возможность получить ее появляется сразу у очень большого количества компаний. Что касается объектов социального значения, например, стадионов и прочих культурно-спортивных учреждений, то они вообще не должны сдаваться в аренду, на мой взгляд, и защищаться властями всех уровней. 

Максим Шевченко, заместитель министра имущественных отношений Самарской области 

— Департамент строительства и архитектуры мэрии Самары как орган, уполномоченный на ведение систем обеспечения градостроительной деятельности, в настоящее время обладает, по сути, монополией на информацию о градостроительном статусе земельных участков – сведениях о красных линиях, зонах с особыми режимами использования территорий, разрешенном использовании земельных участков, ограничениях и обременениях земельных участков. 

Сергей Рыжков, директор по экономике и финансам ГК «Материк» 

— В последние годы вокруг мэрии Самары появилось много структур, которые занимаются одними и теми же земельными вопросами, и непонятно, на ком и за что лежит ответственность. Что касается преимущественного права, то его необходимо исключить, поскольку этого требует федеральное законодательство, и мы обязаны привести в соответствие с ним и региональный закон.

 

Автор: Ирина ОПАРИНА.
Источник: «Самарское обозрение».

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара