Ведение бизнеса несколькими юридическими лицами — риск попадания под прицел ФАС
[su_pullquote class=»hanuman»]Александр Тамодлин, партнер адвокатского бюро «Яблоков и партнеры», адвокат[/su_pullquote]
Давно известен принцип «Не складывай все яйца в одну корзину». И большинство из предпринимателей, следуя этому золотому правилу, при организации своего бизнеса создают несколько юридически самостоятельных компаний.
И всё бы ничего, но в отдельных случаях в такой модели может возникнуть довольно серьёзная уязвимость — возможность привлечения к ответственности за картель. И, как результат, большие, порой многомиллионные, штрафы и риск привлечения к уголовной ответственности.
[su_box title=»Справочно:» style=»glass» box_color=»#383d3b» title_color=»#ffffff»]Картель — это соглашение между самостоятельными хозяйствующими субъектами, которое ограничивает конкуренцию. При этом под ограничением понимается не только создание препятствий в ведении бизнеса лицам, не состоящим в картеле, но и устранение делового соперничества между собой.[/su_box]
Безусловно, не любое соглашение между формальными конкурентами является картелем. Но всё же можно выделить отдельные так называемые «сигнальные маячки», наличие которых может весьма заинтересовать ФАС. Даже если реальной цели ограничения конкуренции не было. Внимание ФАС привлечет следующее:
деятельность ведётся на одном и том же рынке;
расположены по одному юридическому или фактическому адресу;
используется общая инфраструктура (телефон, точка доступа в Интернет, локальная сеть и т.п.);
в штатных расписаниях числятся одни и те же работники;
регулярное привлечение друг друга к исполнению обязательств перед третьими лицами;
осуществляются платежи от имени одного лица в интересах другого лица;
между собой регулярно заключаются договоры на условиях, отличающихся от среднерыночных;
совместное или поочерёдное участие и схожее поведение (в том числе путём повышения, снижения или поддержания цен) на торгах;
синхронное установление или поддержание цен, тарифов, скидок, надбавок, доплат, наценок при отсутствии экономического обоснования;
раздел рынка по территориальному принципу, объёму продажи или покупки товаров (работ, услуг), ассортименту либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
сокращение или прекращение производства товаров;
отказ от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями (заказчиками).
[su_note note_color=»#e5f0f2″ radius=»11″]При этом для признания картеля не обязательно наличие всех из перечисленных признаков.[/su_note]
В практике есть случаи, когда антимонопольный орган признавал наличие картеля даже по одному признаку, например, в случае синхронных действий с ценами.
Устранение указанных признаков ликвидирует и риск привлечения ответственности за картель.
Но существует и иной способ избежать ответственности за картель. Даже в ситуации, когда в действиях хозяйствующих субъектов явно присутствуют признаки ограничения конкуренции.
Так, не считаются картелем соглашения хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц и находящихся под взаимным или внешним контролем со стороны третьего лица. При этом контролем является возможность контролирующего лица определять решения контролируемого лица путём распоряжения более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал контролируемого юридического лица, либо осуществления функций исполнительного органа юридического лица.
[su_note note_color=»#e5f0f2″ radius=»11″]Следовательно, если у юридических лиц один и тот же бенефициар, обладающий «контрольным пакетом» либо же ими руководит одно и тоже лицо, ответственность за картель такие лица нести не будут.[/su_note]
Правда, в таких случаях остаётся вероятность привлечения к ответственности за осуществление недобросовестной конкуренции. Однако, последствия совершенно не сопоставимы с последствиями привлечения к ответственности за картель.