Новости

Мимо кассы

26 октября - ИА РС (РегионСамара): Скандал на «АвтоВАЗе»: с площадок дилерских центров компании бесследно пропали несколько тысяч новых машин.\r\n\r\n

Масштабная проверка дилерской сети ОАО «АвтоВАЗ» началась летом 2009 года. В ходе проведения плановой инвентаризации была выявлена недостача товарных автомобилей в нескольких дилерских представительствах Волжского автомобильного завода.[full]

Накануне итоги аудита были направлены в тольяттинское УВД. Милиционеры пока отказываются разглашать точную цифру обнаруженных недостач, однако, по данным «РегионСамара», они составляют от 7 до 15 тысяч автомобилей. В «черный список» правоохранительных органов попали свыше десятка дилерских фирм. На директоров пяти управлений региональных поставок ОАО «АвтоВАЗ» возбуждены уголовные дела по статье 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). Сейчас решается вопрос о возбуждении уголовных дел также по статье 160 УК РФ («Присвоение или растрата»).

Бывший генеральный директор международной ассоциации дилеров ОАО «АвтоВАЗ» Юрий Целиков вспоминает, что массовые недостачи автомобилей на тольяттинском автозаводе впервые были обнаружены в 1992 году. Тогда в подобную историю попала компания «ЛогоВАЗ», принадлежащая небезызвестному олигарху Борису Березовскому.

— Завод тогда нес огромные убытки. Но хочу заметить, что деньги за автомобили «ЛогоВАЗ» все же вернул, — рассказал «РегионСамара» Юрий Целиков. – Просто в те годы была жуткая гиперинфляция и «ЛогоВАЗ», брал, на реализацию, например, тысячу машин, спустя полгода переводил на счета завода деньги за них, но фактически, из-за обесценивания рубля, хватало этих денег лишь на 200 машин.

Причину нынешних недостач ветеран Волжского автомобильного завода Целиков видит в том, что отношения между «АвтоВАЗом» и его дилерами фактически не урегулированы.

— Машины продаются, а деньги за них возвращать заводу дилеры иногда «забывают», — говорит он.

По словам эксперта, исправить подобную ситуацию можно. Тем более, что рецепт против этой «болезни» давно известен.

– С 1996 года случаев крупных недостач практически не было, — говорит Целиков. – Были единичные случаи, но речь там шла о небольшом количестве машин. Да и то это все быстро обнаруживалось, поскольку инвентаризация на площадках дилеров проводилась ежемесячно. А когда дилерской сетью «АвтоВАЗа» занималась группа «СОК», недостачи машин вовсе прекратились. Они очень грамотно организовали работу и поставили проверяющих в каждое управление региональных поставок. Сейчас контроль над УРП утерян. Кругом рассажены «свои люди», братья-сестры. Машины расходятся направо и налево. Мне вот особенно обидно за внука нашего прославленного строителя, почетного гражданина города Николая Семизорова. Дмитрий Семизоров возглавлял фирму «Ростов-Лада» и ростовское УРП. Он опозорил имя своего деда. У него обнаружена недостача в 600 машин.

Куда большая недостача – свыше четырех тысяч машин – обнаружена у фирмы «Элекс-Полюс». Правда, Игорь Лисютин, владелец этого обанкротившегося дилера, якобы отчитался перед правоохранителями за пропавшие машины, предоставив документы, доказывающие, что средства за автомобили были переведены на счета завода.

Другими «лидерами», среди дилеров, с площадок которых пропали товарные автомобили, являются фирмы «Саратов-Авто», а также сразу несколько компаний холдинга «АвтоТрейд», принадлежащего депутату Самарской Губернской Думы Владимиру Яркину.

В пресс-центре ОАО «АвтоВАЗ» корреспонденту «РегионСамара» рассказали, что по официальным данным общая недостача автомобилей по состоянию на 21 октября составляет 7,459 тысяч штук. Из них 4 с половиной тысячи машин приходится на долю компании «Элекс-Полюс».

— Информация о 15 тысячах автомашин не соответствует действительности. По крайней мере, официально нам об это не сообщалось, — рассказал сотрудник пресс-центра Денис Метальников. Собеседник «РегионСамара» также отметил, что буквально в понедельник, 26 октября, на счета завода пришли деньги еще  за 200 автомобилей. Таким образом, объем недостачи снизился.

ЦИФРА

С начала года автозавод уже недосчитался автомобилей на сумму более 1,5 миллиарда рублей.

ФАКТ

Проведение плановой инвентаризации дилерской сети ОАО «АвтоВАЗ» еще не закончено и продлится до конца ноября.

Дмитрий БЛИНОВ, Тольятти

 

Регион Самара