Новости

На рынке труда — средняя температура по больнице

2 июня - ИА РС (РегионСамара): Данные еженедельного мониторинга рынка труда Минздравсоцразвития зафиксировали в мае позитивную тенденцию - количество зарегистрированных в службах занятости безработных начало плавно снижаться. С 22 апреля, когда был зафиксирован локальный максимум безработных, их число на дату последней регистрации, 20 мая, сократилось на 32,6 тыс. - до 2,25 млн человек. Одновременно затормозился рост разнообразных форм скрытой безработицы.

Данные еженедельного мониторинга рынка труда Минздравсоцразвития зафиксировали в мае позитивную тенденцию — количество зарегистрированных в службах занятости безработных начало плавно снижаться. С 22 апреля, когда был зафиксирован локальный максимум безработных, их число на дату последней регистрации, 20 мая, сократилось на 32,6 тыс. — до 2,25 млн человек. Одновременно затормозился рост разнообразных форм скрытой безработицы. По кругу предприятий, обследуемых МЗСР, число работников, находящихся в неоплачиваемых отпусках, в простое по вине администрации либо занятых неполный рабочий день/неделю, увеличилось с 22 апреля по 20 мая на 169,2 тыс. — до 1,63 млн человек. Для сравнения: за предыдущие три декады этот прирост составил 284,1 тыс. человек.

Конечно, в определенной степени разрядка на рынке труда связана с сезонными факторами. Весной традиционно наблюдается расширение предложения труда, в этом году усиленное факторами кризисного характера. Численность экономически активного населения в апреле, по данным Росстата, увеличилась на полмиллиона человек.

При этом количество занятых в позапрошлом месяце выросло на 300 тыс. — до 67,5 млн человек, а официальная оценка общей безработицы возросла на 200 тыс. — до 7,7 млн человек, или 10,2% экономически активного населения страны.
Первые сигналы о возможном переломе ситуации или, по крайней мере, о торможении негативных тенденций на рынке труда посылает «Барометр » Деловой России «» — пул опросных индикаторов на панели ИЭПП. Итоги апрельских опросов зафиксировали сохраняющийся слабый рост баланса ответов (рост — снижение) о занятости на предприятиях респондентах — до -26 пунктов против -28 пунктов в феврале и -52 пунктов в январе, а вот баланс прогнозных оценок динамики занятости в апреле резко улучшился — до -13 пунктов против -25 в марте.

Согласно данным Росстата за апрель, исходя из товарооборота мы потеряли к августовскому максимуму потребления 9,4%. Взятый с ноября темп снижения реальных потребительских расходов на товары оставался примерно на том же уровне следующие полгода, то слегка ускоряясь, то замедляясь, но в среднем балансируя около 16-17% годового снижения.

Пока не демонстрирует признаков остановки затухания потребительской активности и соответствующий опросный индикатор, построенный нами на основе исходных данных исследовательского центра РОМИР. Центр предоставил в наше распоряжение индекс SCIF (shoppercentric information flow), рассчитываемый по данным о покупках более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением полмиллиона жителей и более (технология сканирования штрихкодов). Недостатков у этого индекса по сравнению с росстатовским два: он рассчитывается принципиально в текущих ценах, а ряды пока слишком коротки для проведения сезонной коррекции. Преимущество — оперативность: индексы считаются еженедельно. Ну и некоторая отличная от Росстата выборка (в данных РОМИР учитываются товары повседневного спроса), что позволяет, глядя на данные Росстата и индекс РОМИР, видеть более объективную многомерную картинку состояния потребительского рынка.

Мы дефлировали индекс РОМИР по динамике потребительских цен и затем воспользовались сезонными факторами, рассчитанными для росстатовcкого показателя товарооборота. При всех условностях такой обработки, определенные тенденции, на наш взгляд, видны. Обработанный индекс показывает затухающую динамику потребительских расходов с декабря вплоть до последней недели мая. Падение к новогоднему максимуму достигло уже 17%. Средние темпы падения покупок россиян по индексу РОМИР в текущем году оказываются выше росстатовcких и не обнаруживают признаков затухания.
В прошлом выпуске обзора мы упоминали, что, по данным майского опроса Лаборатории Сергея Цухло ИЭПП, 31% предприятий оценивали доступность кредита как «нормальную», что существенно выше локального минимума в декабре (17%), но более чем вдвое ниже докризисных оценок.

Но это — «средняя температура по больнице». Отраслевая разбежка оценок доступности кредита весьма велика и в основном воспроизводит расслоение отраслей по глубине спада и текущей динамике выпуска. Наиболее благоприятны оценки доступности кредита в слегка «всплывших» металлургии и химпроме, а также в пищевой промышленности. Гораздо более оптимистично, чем банки, расценивают свои возможности кредитоваться также «всплывшие» легпром и леспром. Наименее кредитоспособны, и по мнению банков, и по собственному мнению, главные «погорельцы» — машиностроители и производители строительных материалов.

ИСТОЧНИКИ: ЖУРНАЛ «ЭКСПЕРТ», ДАННЫЕ МОНИТОРИНГА РЫНКА ТРУДА МИНЗДРАВРАЗВИТИЯ РФ, PDMИР SCIF INDEX НЕДЕЛЬНЫЙ, ОПРОСЫ ЛАБОРАТОРИИ КОНЪЮКТУРНЫХ ОПРОСОВ ИЭПП.

Регион Самара