Новости

Деньги в оффшор: как ТоАЗу помогают работники Ernst & Young

Мы продолжаем публикацию цикла расследований о каналах вывода прибыли с ПАО «Тольяттиазот», одного из крупнейших промышленных предприятий Самарской области.

В прошлый раз было рассказано, как разработанная выходцами из консалтинговой компании Ernst & Young схема позволила за пять лет вывести с завода не менее $300 млн. под видом платежей за логистику и фрахт.Ознакомиться с материалом вы можете по ссылке.

Но этим владельцы завода, много лет скрывающиеся за рубежом члены семьи Владимира Махлая и их иностранные сообщники, не ограничились. Сегодня мы расскажем еще об одной схеме, позволившей Махлаям вывести за рубеж миллионы долларов – это фиктивные строительные подряды.

Как сообщают информированные источники, в 2014-2015 годах топ-менеджеры ТоАЗа Дмитрий Межеедов и Виктор Казачков разработали схему реализации проекта «Тарсу» совместно с турецкими партнерами. Его инициатором с турецкой стороны выступил гражданин Турции Бюлент Эздемир, владеющий совместно со своим соотечественником Сезой Мехметом Корношором российской компанией «МСА Строй».

На деятельности «МСА Строй» стоит остановиться поподробнее. Тольяттинская компания «МСА Строй», зарегистрированная в 2003 году, с 2016 года состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Реальным учредителем и владельцем компании изначально был упомянутый выше гражданин Турции Сеза Мехмет Корношор. После прихода Сергея Махлая на пост председателя совета директоров ТоАЗа в 2011 году функцию первого руководителя фирмы исполнял Бюлент Эздемир. В руководстве компании также работали братья Нури и Кохсал Услу, также родом из Турции. За взаимодействие с Махлаем отвечал лично Эздемир, а Корношор занимался работой с местными органами власти в Тольятти, включая МВД и налоговую службу. Кохсал Услу исполнял функции главного бухгалтера – финансового директора, то есть непосредственно занимался выводом средств ТоАЗа через банки, в том числе турецкие. Нури Услу руководил работой на стройплощадках и отвечал за контакты с субподрядными организациями.

Ежегодный объем подрядов фирмы на объектах ТоАЗа превышал 1 млрд. рублей. Наиболее крупные из них – строительно-монтажные работы в порту Тамани c 2001 года (суммарно свыше 2 млрд. рублей), с 2012 года – капремонт двух гранбашен на производстве карбамида в цехах №8 и №9 (свыше 0,5 млрд. рублей), строительство наливной эстакады метанола, строительно-монтажные работы по вспомогательным объектам — емкостям хранения метанола, трубопроводам метанола, оборудованию эстакады, установкам газового дыхания, сливным лоткам и др. (свыше 0,4 млрд. рублей), строительство нового трубопровода аммиака в цехе межцеховых коммуникаций №16 (свыше 0,5 млрд. рублей), ремонт системы насосной станции на производстве карбамида (свыше 0,4 млрд. рублей), изоляционные работы на трубопроводах, емкостях, аппаратах всех агрегатов аммиака, карбамида, карбамид-формальдегидного концентрата, цехе межцеховых коммуникаций (свыше 1,5 млрд. рублей) и жилой дом на ул. Новопромышленная (свыше 1,5 млрд. рублей). Все работы велись по отработанной схеме – авансирование сметных объемов в размере не менее 75-80%, в большинстве случаев – отсутствие завершенных актов выполненных работ, хроническое затягивание сроков, выполнение работ без проектной и исполнительной документации, без экспертизы промышленной безопасности, проектов и готовых работ, технического и авторского надзора.

С 2016 года параллельно с «МСА Строй» работы ведет компания «Интеркон» с теми же руководящими и исполнительными командами, то есть, работы, по сути, дублируются. Главным субподрядчиком «МСА Строй» и «Интеркон» является ООО «РС Сервис» во главе с Ренатом Заляловым и Шагитом Шарафутдиновым.

Детали проекта «Тарсу» обсуждались во время визита делегации ЗАО «Корпорация Тольяттиазот» в Стамбул в октябре 2014 года. Официально целью проекта являлись «инженерные изыскания для реконструкции систем водоподготовки и водоснабжения производства карбамида (опасный производственный объект) и систем водоочистки в цехе №15 (очистные сооружения)», а также реконструкция этих объектов. 

К реализации проекта «Тарсу» Эздемир подключил своих родственников и по совместительству партнеров – Керема и Эмре Шапчи. Сама компания Tarsu, зарегистрированная в 1977 году в Стамбуле, являлась обычной строительной компанией, никак не связанной с технологическими инновациями и не имевшей в этой сфере ни опыта, ни собственных разработок, ни лицензий. Tarsu традиционно занималась работами в жилых домах и никогда не проводила реконструкций на опасных производственных объектах. 

Несмотря на это, Сергей Махлай утвердил эту фирму как исполнителя проекта реконструкции систем водоочистки и водоснабжения. Источники на ТоАЗе говорят, что турецкая сторона позиционировала «Тарсу» как компанию-посредника для передачи эксклюзивной технологии американской корпорации General Electric в области систем водоподготовки, водоочистки и водоснабжения. Однако рассмотрев коммерческое предложение «Тарсу», бывший главный теплотехник ТоАЗа А.В. Поддубский открыто усомнился в эксклюзивности технологии, исключил компанию GE из предполагаемых лицензиаров и негативно охарактеризовал перспективы реализации проекта. За это Поддубский в 2017 году был уволен.

Для исполнения заключенного с турками контракта был нанят новый главный теплотехник А.В. Симонов, ранее работавший на предприятии «Синтезкаучук». Симонов впоследствии также был снят с этой должности, однако курировать проект его все же заставили. Для выполнения проектных работ, прохождения экспертиз, найма сотрудников в России турецкая Tarsu зарегистрировала в Москве российскую дочернюю компанию «Тарсу Рус» – ООО «Тарсу Строительство и Проектирование». Среднесписочная численность сотрудников этой организации на 2018 год – 1 человек, которым, по-видимому, являлся генеральный директор Али Аскерович Бесленеев. 

У контракта с «Тарсу» было секретное приложение, по которому стоимость контракта превысила 1 млрд. рублей. Контракт включал в себя изыскательские работы, разработку проектной документации, экспертизу промышленной безопасности проекта и строительно-монтажные работы. Реализация проекта пересекалась с работой аффилированных с Бюлентом Эздемиром и Магомедом Шишхановым компаний «МСА Строй» и «Интеркон».

Источники на ТоАЗе сообщают, что бывший главный теплотехник А.В. Симонов подписывал акты выполненных работ под сильным давлением со стороны Дмитрия Межеедова, который угрожал ему увольнением и другими проблемами. Кроме того, против заместителя главного теплохтехника А.С. Корушева была организована провокация сотрудниками службы экономической безопасности ЗАО «Корпорация Тольяттиазот», что привело к его задержанию сотрудниками ОБЭП УВД г. Тольятти и СКР и помещению в СИЗО. Корушев поплатился за то, что отказывал представителям аффилированных субподрядных компаний «МСА Строй» в подписании и согласовании актов выполненных работ на системах водоочистки производства карбамида, то есть, подготовительных работах для параллельного проекта.

Сотрудники производственно-технической и строительной служб ТоАЗа отмечают, что объемы выполнения работ были фиктивными, не выполнялись в срок и отличались весьма низким качеством. Никаких передовых технологий, доступ к которым был заявлен как официальная цель проекта, не применялось. Еще А.В. Поддубский говорил, что используются морально устаревшие турецкие технологии очистки бытовых (а не химических) стоков, несовместимые с очистными сооружениями на производстве карбамида. Тем не менее, из 8 437 200 евро, которые тольяттинское предприятие должно было заплатить за «проект и оборудование от General Electric», 2 488 974 евро уже оплачено. Также ТоАЗ заключил рублевый контракт на поставку автоматизированной системы управления технологическими процессами Honeywell для 3-го агрегата аммиака за 264 042 878 рублей, из которых фактически оплачено 258 392 246 рублей, и валютный контракт на АСУТП Honeywell для 1-го агрегата аммиака за $4 997 123, из которых $1 448 866 завод уже выплатил в качестве аванса. При этом в обоих случаях работы не только не были выполнены, но для них даже не были определены сроки.

По информации сотрудников ТоАЗа, в конце 2019 года Бюлент Эздемир и Эмре Шапчи дважды летали в Лондон на встречи с Сергеем Махлаем, который предложил турецким партнерам заключить дополнительное соглашение с ТоАЗом на продолжение работ по реконструкции систем водоснабжения, водоподготовки и водоочистки с 2020 года по 2025 год. Речь также шла об участии турецких партнеров в течение этих пяти лет в работах в портах Тамани и Одессы в рамках контрактов на фрахт и продолжении работ на втором этапе проекта «Тарсу».

Источники в строительной среде Тольятти говорят, что в последнее время участились встречи Межеедова с руководителями аффилированных с «МСА Строй» субподрядных организаций. На встречах обсуждаются перспективы выполнения строительно-монтажных работ на производстве карбамида.

По предположению источников на самом ТоАЗе, субподрядные организации будут выполнять работы, которые в рамках контрактов не сделали ранее на площадке карбамида «Тарсу» и китайская «Самсё». Также источники отмечают рост потока финансовых средств, выделяемых на расчеты с субподрядными строительными организациями, которые осуществляет новый финансовый директор С.В. Шишов. В схеме вывода средств с ТоАЗа канал с участием Бюлента Эздемира по-прежнему является одним из главных. Деньги проходят через турецкие банки, откуда переправляются в швейцарские офшоры основных владельцев «Тольяттиазота».

Описанная здесь схема вывода денежных средств ТоАЗа через «МСА Строй» – далеко не единственная. «Работает» много других подрядов, через которые прогоняются многомиллионные суммы в виде необеспеченных авансов. Имеется достаточное количество информации, чтобы строительными подрядами на ТоАЗе заинтересовались правоохранительные органы. По всей вероятности, в ближайшее время в отношении заказчиков и исполнителей незаконных схем могут быть возбуждены уголовные дела.

Что самое тревожное — речь в данном случае идет не просто о воровстве денег «Тольяттиазота», а о выполнении строительных работ низкого качества непрофессиональными организациями на опасных производственных объектах. Поэтому описанная выше схема вывода прибыли с ТоАЗа несет не просто огромный экономический ущерб одному из крупнейших предприятий региона, но и является реальной угрозой жизни и здоровью людей, населению всего Тольятти и пригородных поселков.

На этом описание преступных махинаций далеко не заканчивается. Гражданин Турции Бюлент Эздемир является организатором схемы по вывозу отмытых наличных денег за границу через международные порты Татарстана, который осуществляется с использованием коррупционных связей в таможенных органах республики. Практически ежемесячно чемодан с $1 млн. направляется в Турцию, откуда переправляется Сергею Махлаю.

Об этой и других схемах и каналах незаконного вывода денежных средств с «Тольяттиазота» мы расскажем в следующих частях журналистского расследования.

Источник: https://wek.ru/kak-vyvodyatsya-dengi-s-tolyattiazota—chast-2—sotni-millionov-dollarov-na-fiktivnye-strojpodryady

Регион Самара