В образовательных учреждениях отменяется значимый предмет с 1 сентября: учащиеся ликуют от нововведений, а педагоги расстроены

В образовательных учреждениях отменяется значимый предмет с 1 сентября: учащиеся ликуют от нововведений, а педагоги расстроены

С 2025 года российскую систему образования ждут значительные изменения, которые могут существенно повлиять на методы обучения и воспитания будущих граждан.

Наиболее обсуждаемое новшество — исключение курса обществознания из расписания 6–8 классов. Этот предмет, который считался основой для понимания структуры общества и формирования гражданской позиции, останется только в программе 9 и старших классов.

Почему обществознание убирают из средней школы?

Современные вызовы требуют новых подходов к образованию. Как отмечает директор одного из научных институтов Елена Приступа, знание определений и фактов становится менее важным — на первое место выходят:

  • критическое мышление,
  • умение анализировать информацию,
  • работа в команде,
  • способность формировать собственную образовательную траекторию.

Развитие этих гибких навыков (soft skills) теперь ставится в приоритет. Исследования показывают, что успешная карьера чаще основывается на способности быстро адаптироваться, принимать решения и находить общий язык с разными людьми — а не на механическом запоминании параграфов.

Как будет проходить реформа?

Изменения будут внедряться поэтапно, чтобы избежать перегрузки и дать школам время на адаптацию:

  • с 1 сентября 2025 года обществознание уберут из учебных планов 6 и 7 классов;
  • с 2026 года предмет не будет также в 8 классах;
  • в 9 и 10–11 классах курс сохранится — для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Такой поэтапный подход позволит переподготовить педагогов, изменить учебники и спокойно адаптировать программы.

Что появится вместо обществознания?

Полный отказ от важных тем не планируется. Вместо отдельного курса знания по праву, экономике, этике и гражданству будут интегрированы в другие предметы:

  • право — в историю,
  • экономику — в математику и географию,
  • социальные вопросы — в проектную и внеурочную деятельность.

Кроме того, в школах появятся новые модули и курсы:

  • финансовая грамотность,
  • командная работа,
  • проектное мышление,
  • решение жизненных ситуаций.

Такой подход уже применяется в образовании развитых стран: там общественные и правовые вопросы обсуждаются не только на отдельном уроке, а становятся частью общего образовательного процесса.

Что будет с ЕГЭ по обществознанию?

Экзамен пока остается. Однако подготовка к нему, вероятно, станет более самостоятельной:

  • ученикам придется чаще обращаться к внешним ресурсам,
  • активно использовать онлайн-платформы,
  • посещать факультативы или элективные курсы.

Возможно, формат ЕГЭ изменится с введением новых образовательных стандартов.

Новая школа — новая жизнь

Суть реформы не в сокращении учебного времени. Цель — сделать школу пространством для жизни, где ребенок не только получает знания, но и:

  • учится мыслить,
  • принимает решения,
  • выстраивает собственную стратегию,
  • осознаёт себя частью общества.

Это шаг к школе, в которой важно не запомнить, а понять. Где знания — не цель, а инструмент для реальной жизни.

Будущее покажет

Эффективность новой модели станет очевидной в ближайшие годы. Но одно ясно: образование в России переходит в этап, где гибкость, осознанность и акцент на личности ученика выходят на первый план. Следовательно, учителям, родителям и самим школьникам придется учиться вместе. И, возможно, по-новому.

Фото: nrnews.ru

Что будем искать? Например,Человек

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с политикой использования файлов cookie и сервиса Яндекс.Метрика.