Новости

Школьные скандалы

Сейчас в Самаре и области, да и в других регионах России идёт такая пора, когда предусмотрительные и заботливые родители записывают своих подросших детей в первые классы.

В столице губернии этот процесс начался 19 января. В этот день открылся приём заявлений в первые классы муниципальных общеобразовательных учреждений, за которыми закреплена территория всего городского округа Самара. Речь идёт о гимназии №1, гимназии №2, гимназии №3, гимназии №4, гимназии №11, гимназии №133, гимназии «Перспектива», о лицее авиационного профиля №135, лицее философии планетарного гуманизма, о самарском спортивном лицее, самарском лицее информационных технологий (СамЛИТ), Самарском медико-техническом лицее (СМТЛ), лицее «Технический», лицее «Престиж», лицее «Созвездие» №131, о школе «Яктылык» и о вальдорфской школе.

Приём заявлений в остальные общеобразовательные учреждения пройдёт 29 января, в пятницу.

Однако на фоне радостных, казалось бы, событий в Самаре развернулись самые настоящие школьные скандалы. И самым неприятным из них стала даже не вечная тема так называемых поборов с родителей. В этом году в топе самых обсуждаемых школьных проблем — ситуация, сложившаяся в самарской школе №24, расположенной в Куйбышевском районе города.

Всё дело в том, что с 11 января 2016 года, когда дети пришли с каникул, в их школьной столовой ввели новую практику: учеников во время обеда рассадили за разные столы и преподнесли им различный рацион. Дети, за питание которых платят родители, получали более вкусную еду, чем те, кто имеет государственные льготы и питается бесплатно.

Благодаря членам Общероссийского народного фронта, которые проинспектировали школу и убедились в том, что ситуация, действительно, такова, как её представляют родители, эта новость моментально облетела огромное количество человек и вызвала такой широкий общественный резонанс, который, наверное, не вызывала ни одна новость о незаконном требовании денег с родителей учащихся. Большая часть людей, до которых доходила эта новость, считали её вопиющей несправедливостью и резко высказывались в адрес директора, однозначно считая, что детей нельзя разделять по такому признаку, и что они должны получать одинаковое питание.

Конечно, полностью единогласных мнений никогда не бывает. Нашлись и те, кто встал на сторону директора школы, заявляя, что кормить «платников» более дорогой и вкусной едой — это справедливо и даже является объективной необходимостью. К слову, в начале декабря 2015 года сотрудники самарского Россельхознадзора провели проверку в комбинате школьного питания №1 «Новая компания» и нашли там крупу, которая не прошла государственный карантинный контроль и не имела сопутствующих фитосанитарных документов. В отношении лиц, ответственных за данное нарушение, было возбуждено восемь административных дел. Юридическому лицу грозит штраф до 80 тысяч рублей. И вообще многие регулярно жалуются на качество школьной еды.

Но это, опять же, одна из сторон. А родители некоторых учащихся даже составили петицию на имя руководителя департамента образования Самары Лилию Галузину и губернатора Самарской области Николая Меркушкина с просьбой «прекратить разделение питания на «богатых» и «бедных». Электронный документ подписали более 139 тысяч человек.

Вся эта шумиха привела к тому, что уже 15 января администрация школы внесла изменения в договор между школой и предприятием питания в интересах всех категорий учеников.

Как бы там ни было, а информация очень быстро докатилась до самых верхов. Об инциденте узнал уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребёнка Павел Астахов. Омбудсмен очень категорично высказался о таком подходе к питанию школьников. Ранее мы приводили его реплику: «Страшно поверить, что в школе у кого-то хватает глупости и наглости делить детей по имущественному признаку, предлагая разную еду. Дикость! Я не представляю школу, которая возьмёт на себя смелость делить детей вот так, по питанию. Мы информацию в Самаре проверим, если так действительно происходит — это полная дикость».

По поручению Павла Астахова в 24-й школе провели проверку. Сообщая об этом, омбудсмен подчёркивал свою позицию: «Информация о «раздельном» (платное и бесплатное) питании учеников школы №24 Самары проверяется представителем уполномоченного в регионе. Никакого разделения в школьном питании быть не должно! Перед законом все равны! И рацион, и порции, и продукты должны быть одинаковые». Пока никаких заявлений об итогах проверки не было, поэтому, чем завершится эта история, остаётся только гадать. Хотя, 27 января авторы петиции сообщили о своей победе. Создатель обращения Ольга Петина заявила: «Спасибо всем за участие! Вместе мы сильны и едины, и нас сразу становится видно нашему правительству, ведь они должны работать в интересах народа, нашей страны!».

На фоне этой истории тема с поборами как-то немного потерялась в этом году, хотя там тоже «жизнь бьёт ключом».

В середине декабря Самарская районная прокуратура проверила школу №15 и выявила нарушения требований законодательства о ведении благотворительной деятельности по привлечению с родителей добровольных пожертвований. С января по август 2015 года родители учеников школы №15 заплатили учебному заведению, в общей сложности, 59 тысяч рублей. При этом договоры о добровольном оказании благотворительной помощи с родителями не заключались. Также установлено, что родителями вносятся суммы от 100 рублей и выше без указания целей внесения пожертвований. Фактически деятельность руководства школы противоречит таким принципам российского образования, как общедоступность и бесплатность обучения. Прокуратурой района в адрес директора школы внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены, главный бухгалтер привлечена к дисциплинарной ответственности.

В конце декабря стало известно, что департамент образования Самары с 11 по 30 января проведёт социологический опрос среди родителей учащихся самарских школ на тему денежных пожертвований. Так что есть ещё несколько дней, чтобы зайти на сайт департамента и в анонимной форме рассказать, на что именно родители сдают деньги, получают ли взамен чеки и квитанции, каковы размеры средних месячных сумм, кто именно принимает средства и т.д. Вопросы анкеты также затрагивают платные занятия в школе. Уточняется, заключался ли соответствующий договор, и не заставляет ли школа оплачивать данные занятия насильно. Указывать номер школы в анкете не требуется, сотрудникам, которые будут проверять эти данные, достаточно будет знать район, в котором находится учебное заведение. Представители департамента аргументировали этот тем, что данный шаг поможет им более подробно раскрыть тему школьных поборов.

Ну и самая свежая, на данный момент, новость на эту тему — история директора школы №20 Сергея Письменюка. Охрана объекта и ремонт в классах делались в этой школе за счёт родителей, хотя должны были — за счёт учебного заведения. За 2014 и 2015 годы родители сдали 586 тысяч рублей. Однако Письменюк за данное нарушение закона получил лишь замечание от прокуратуры. Информацию, конечно, отправили в департамент образования, но обернётся ли это каким-то более серьёзным наказанием — неизвестно.

Вот так и получается, что проблем — хоть отбавляй, как и в любой, практически, области жизни современного среднестатистического русского человека, а с решениями никто не спешит, и взыскание всегда оказывается каким-то размытым и неясным, если, конечно, оно не касается обыкновенного, не имеющего властных полномочий члена общества.

Особенно грустно и неприятно, что всё это сейчас развернулось в пору, когда родители выбирают своим детям учебное заведение. Хочется пожелать всем, кто «в теме», выбирать учебное заведение внимательно, объективно, изучив все аспекты и, конечно же, с позитивом. Бояться не надо, но на стороже стоит быть всегда…

Пётр ВОСКРЕСЕНСКИЙ

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара