Открытие навигации — настоящий праздник весны!
Лед на водоемах Самарской области должен полностью растаять в течение месяца. И 24 апреля на них планируют открыть навигацию. Об этом сообщил старший государственный инспектор центра ГИМС ГУ МЧС России по Самарской области Дмитрий Севрюгин.
По его словам, Волга освободится ото льда чуть пораньше, поэтому навигацию на ней планируют открыть в середине апреля. При этом инспектор напомнил, что маломерные суда необходимо ставить на учет. Сделать это нужно в течение месяца после покупки.
Проведение техосмотра судов пока приостановили. Это связано с тем, что регламент этой процедуры пока еще не привели в соответствии с изменениями в законодательстве.
«В настоящее время на учете в Самарской области стоят 44 тысячи маломерных судов. Большинство из них — мотолодки», — рассказал Дмитрий Севрюгин.
Одновременно с пассажирской начнет работу и грузовая переправа. У причала ремонтной базы пока стоят сухогрузы и толкачи. В Самарском речпорту идут последние приготовления перед началом большого плавания. Основной, профилактический, ремонт флот прошел еще зимой, и сейчас экипажи ждут проверки надзорных органов.
Первым запустят самый популярный у горожан маршрут — Самара-Рождествено. Для Рождествено и окрестных сел водный путь это — дорога жизни. Чем раньше начинается движение, тем проще попасть в город. А это — работа для половины жителей правобережья. Посмотрим, как сойдет лед. Возможно, понадобится помощь ледокола «Портовый-13». Стоимость проезда осталась около 50 руб., но не исключено, что в ближайшее время подорожает в связи с ростом цены на ГСМ.
В планах Самарского речного порта открытие всех прошлогодних маршрутов уже к 1 мая. Точные сроки зависят от ледовой обстановки в местах отстоя и размещения остановочных пунктов.
Открытие навигации — по-настоящему, весенний праздник, после которого можно уже однозначно констатировать долгожданный приход теплого времени года. Если уж навигация открылась — то зима уже точно не вернется.
Во времена СССР праздник открытия пассажирской навигации на Волге (основной круизной трассе России) обычно был приурочен к единственному «красному» дню в апреле — дню рождения В.И.Ленина (22 апреля). В этот день в первый рейс отправлялся один из теплоходов, являющийся на тот момент официальным флагманом пассажирского флота Волжского пароходства — крупнейшего владельца пассажирского речного флота на Волге в те времена.
Где корабли зимуют?
Круизные теплоходы на судоходных реках видели, наверное, многие, но было это, скорее всего, летом, а где же находятся теплоходы зимой? В наши дни на Волге существует несколько мест зимнего базирования речного грузового и пассажирского флота. Если говорить о круизных теплоходах, то наибольшее их количество базируется, как и раньше, в Нижегородской области на специальных стоянках. Обычное занятие теплохода зимой — ремонт разной степени сложности, переоборудование или просто отдых в ожидании нового сезона. Технические ресурсы таких баз позволяют проводить не только плановый ремонт или покраску судов, но и более масштабные операции по переоборудованию теплоходов для их соответствия современным требованиям, как по технике, так и по комфорту.
Рядом с таким местом стоянки теплоходов имеется, как правило, и населенный пункт, в котором живут не только работники самой базы обслуживания, но и подавляющая часть членов экипажей теплоходов. Внешне эти населенные пункты мало чем отличаются от соседних, но их профессиональную принадлежность выдает наличие рядом большой воды (чаще всего залива или затона) с большим скоплением стоящих судов.
Затон Память Парижской Коммуны находится примерно в 60 километрах вниз по Волге от Нижнего Новгорода. Здесь ежегодно зимуют несколько десятков круизных теплоходов. Всю зиму залив затона заполнен множеством судов, но на стыке апреля и мая, в течение нескольких недель акватория практически пустеет: на лето остаются только корабли, проходящие глубокий ремонт, либо, увы, уже списанные.
Справка РегионСамара.ру
Судоходство на Волге существовало с древнейших времён. Волжский торговый путь возник в VIII веке. В настоящее время (согласно перечню внутренних водных путей, утверждённых Правительством России в 2002 году) Волга считается судоходной от Ржева. К внутренним водным путям России относят участок от Ржева до пристани Колхозник (589 км), от пристани Колхозник до пристани Бертюль в пос. Красные Баррикады (2604 км), а также 40-километровый участок в дельте Волги. Вверх по Волге поставляют нефть, нефтепродукты, соль, гравий, уголь, хлеб, цемент, металл, овощи, рыбу и др.; вниз — лес, пиломатериалы, минерально-строительные грузы, промышленные материалы. Вниз по Каме — уголь, лес, пиломатериалы, серный колчедан, металлы, химические грузы, минерально-строительные материалы, нефть, нефтепродукты; вверх — соль, овощи, промышленные и продовольственные товары.
По материалам СМИ
Андрей Асташкин
astashkin@regionmedia.ru