Новости

Маргинальные элементы самарского социума

30 ноября - ИА РС (РегионСамара): Кто эти люди, встречающиеся нам на улице, на остановках общественного транспорта, в местах массового отдыха, которых мы тщательно стараемся не замечать?

Раньше мне казалось, что маргинал — это человек-вызов, это оригинальное мышление незаурядной личности, революционное сознание сильного человека. Но однажды, поссорившись с приятельницей, я от нее услышала, что мое место рядом с маргиналами, которые «пасутся» на ленинградке и пытаются доказать, что их бытие имеет право на существование. Это означало, по ее словам, что я — асоциальная личность, не умеющая сдерживать эмоции и смешивающая работу с личным пространством, а политическую позицию с пониманием социального уклада. Вот тогда я задумалась, неужели я не могу передать свою позицию иначе, чем через конфликт? И вообще, кто такие маргиналы?

Как-то, проходя по улице Ленинградской и увидев группу молодых людей, я подслушала их громкий спор. Оказалось, что в этой толпе находятся две разные группы, как они себя называют, субкультуры. Одни, похожие на классических панков, другие как-бы металлисты. Но не такие, какими они были лет 20 назад, когда только зарождался культ рок-музыки, а некая смесь «мажориков», байкеров и хипстеров. Многие из них изуродовавшие свои лица и тела пирсингом, татуировками и с выбритыми узорами на голове. Спорили они на тему, как ни странно, политическую. «Мы против системы!», — заявляли одни, мол, поэтому сидим тут, демонстративно распиваем спиртные напитки, поем под гитару, привлекая внимание прохожих. И работать на эту систему они не желают, вот и попрошайничают деньги у трудящихся, которые пробегают мимо. А другие им отвечали, что те о системе не имеют представления, что все решает сила, а это масса и есть, то есть народ, толпа. Отстаивали мощь системы молодые люди, явно посещающие тренажерные залы, поэтому их напористые высказывания были более убедительными.

Значит, те, кто побирается на ленинградке и в других общественных местах массового отдыха, считают себя этакими «несогласными», поэтому и не работают нигде, не пытаются развиваться… Но они и не протестуют, не высказывают массового свое мнение, не устраивают революцию. Маргиналы ли они?

Словарное определение

Википедия разъясняет, что маргинал — это человек, который находится на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывая при этом влияние их противоречащих друг другу норм и ценностей. В современном русском языке это слово часто также употребляется как синоним понятия «деклассированный элемент», то есть представитель социального «дна».

Если несколько людей с маргинальным мышлением объединяются в группу, то они начинают вместе отвергать определённые ценности и традиции культуры, в которой находятся. При этом они вроде должны утверждать свою собственную систему норм и ценностей, но, не определившись с ними, довольствуются опротестованием того, что имеют (а вернее могли бы иметь).

Однажды в программе «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы», которая прозвучала в эфире в июне 2011 года, писатель Виктор Шендерович высказывал свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах. Ведущая Нателла Болтянская назвала его маргиналом, на что он ответил, что в этом слове нет ничего обидного. «Маргинал — это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека — это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? <…> Советовать «все выходите на улицу» или «все отзывайте свои имена» я не хочу и не могу, потому что это для меня… я не советчик никому, я могу только делиться своими ощущениями», — сказал тогда Шендерович.

Если придерживаться этой позиции, то попрошайки с улицы, которые считают себя музыкантами и свободными от общества личностями, на самом деле никакие не маргиналы, а просто лентяи и, как таких людей называли в советское время, тунеядцы. На мой взгляд, они не достойны не только понимания и сочувствия, но и элементарного уважения. Идешь ты по улице с работы, уставший, понимающий, что работа твоя не только нужна для зарабатывания средств на хлеб насущный, но и важна для общества. А тут эти… Мало того поют ужасно, причем чужие песни, еще и тыкают в прохожих сальными кепочками и требуют помочь в нелегком их творчестве. Брезгливо отодвигаясь, я всегда советую им идти работать.

Я бы назвала маргиналами тех, кто не только отделял свои социальные принципы от существующих вокруг них, но и сумевших донести собственные взгляды на то, как изменить мир.

Когда-то ты был битником

Настоящим маргиналом можно назвать Джона Леннона. Это он, выросший в бедном районе Ливерпуля, принадлежащий сословию, не дающему надежду на выход в высшее общество, сумел перевернуть сознание снобов и пуритан. Леннон доказал, что можно говорить честно, быть самим собой, бороться за мир без применения огнестрельного оружия, самовыражаться через творчество и любовь.

Джон стал вдохновителем для многих музыкантов, которые в свою очередь донесли до общества новую философию, которая трансформируется во все новые идеи день за днем. Так, один из «отцов-основателей» русской рок-музыки Борис Гребенщиков, в свое время впечатленный музыкой битлов и Боба Дилана, по сей день несет философию разума и свободы в музыке, которую, пожалуй, не каждый поймет, но любой почувствует в ней что-то близкое ему. Это как двигатель для запуска новых идей и мыслей. Друг и соратник БГ Майк Науменко, с которым Гребенщиков записал в 1978 году альбом «Все братья — сестры», стал катализатором в творчестве Виктора Цоя. Благодаря тому же БГ Цой стал популярным среди молодежи. Борис Гребенщиков услышал Цоя в электричке и помог записать ему первый альбом.

Виктор Цой, как и Джон Леннон, учился в художественном училище, но был отчислен за неуспеваемость, хотя прекрасно рисовал. Как и Джон он играл на гитаре и сочинял стихи, а также исполнял антивоенные песни, которые не могли остаться незамеченными. Например, «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», которая в 1984 году стала лучшей на Втором фестивале Ленинградского рок-клуба.

Каждый из вышеуказанных людей — маргинал с большой буквы. И поднимание на определенную ступень в творчестве или в достижении каких-либо целей — это и есть характеристика этих нестандартных людей. Их самореализация достигает глобального уровня — мирового или в масштабах страны, затрагивающая сознание масс, искореняющая равнодушие и пассивность.

Карикатурная культура

Паша Коршунов терпеть не может, когда его называют по имени. Он давно уже не Павел, а Федул. Жадный. Еще в далеком 1992 году он пел и сочинял песни в известной среди самарской рок-тусовки панк-группе «Стугерон Янссен». Этот коллектив по сей день вспоминают «динозавры» рок-музыки нашего города, а молодым рокерам ставят в пример.

С 1998 года Федул ушел в сольное творчество, назвав себя «маргинальным карикатуристом». В качестве сопровождения его стихам была выбрана музыка, представляющая собой «синтез клубных танцевальных ритмов со скрэтчами и духовых мелодий с периодическим присутствием жестких гитарных риффов».

Теперь у Федула Жадного есть продюсер — Вадим Морозов, который не только договаривается о концертах самарского маргинала по всей России, но и нянчится с ним как с ребенком. Более неравнодушного к Паше человека трудно найти. Мало кто сможет выдержать сложные перепады в настроении и борьбу с депрессией и творческим кризисом. Всем известно, как с негативными проявлениями жизни борются творческие люди. Мгновенно появляется в качестве лекарства алкоголь, причем в огромных количествах, всерьез и надолго. А Вадим сумел разграничить подобные периоды от концертной деятельности, строго прописав в контракте запрет на употребление спиртосодержащих напитков за три дня до выступления.

Федул, благодаря стараниям своего неизменного и, я бы сказала, незаменимого продюсера, успешно выступает в Москве и Питере, в городах Поволжья. Все слушатели воспринимают его творчество по-разному. Но большинство в диком восторге начинают уважать Федула уже с первых строк. Не понимая, что это не сатира, не прикол, не подтверждение того, что жизнь, о которой говорит автор — хороша. На самом деле — это боль, это зеркало, в которое мало кто заглядывает и что-то видит. «Рожы, рожы, рожы», «Алкогольная независимость», «В грязь лицом» — эти и многие другие альбомы стоит переслушать всем, кто считает нормой то, что происходит вокруг.

Мораль?

Наши маргиналы готовы осесть на дно. А должны бороться и, если противостоять системе, то быть манифестом и иметь собственные идеи, как сделать будущее лучше. Вместо этого мы видим пьяные «рожы» как бы музыкантов, как бы представляющих молодежную среду в как бы цивилизованном обществе.

Грустно…

Нэля ЛЕОНОВА
leonova@regionmedia.ru

 

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара