Новости

И сад – не сад, и дом – не дом…

18 ноября - ИА РС (РегионСамара): Татьяна Толстая преподала урок злословия в Самаре

Биеннале для истинных ценителей
Отличный повод собрать литераторов и музейных работников со всей страны — юбилей известного писателя. 130-летию со дня рождения Алексея Толстого организаторы посвятили Самарскую литературную биеннале, на которую приехали сотрудники мемориального музея-квартиры А.Н. Толстого, филиала Государственного Литературного музея г. Москва. Кроме того, прибыли представители дома-музея Бориса Пастернака в Москве, дома-музея Максимилиана Волошина в Коктебеле, литературно-мемориального музея Михаила Булгакова в Киеве. И, конечно, музей-усадьба Алексея Толстого, дождалась главную гостью — Татьяну Толстую — родную внучку писателя.

Снести памятник
Анна Ахматова в своем стихотворении «Пусть даже вылета мне нет…» писала: «И сад — не сад, и дом — не дом, свиданье — не свидание». Вот и Татьяна Никитична осталась недовольна тем, что увидела в усадьбе своего деда. И тротуарная плитка, которой пестрит почти вся набережная и еще пол-Самары, пролегла по огромной площадке внутри усадьбы и накрыла тяжелым урбанистическим стилем дорожки, еще в недавнем прошлом хранящие отпечатки и самого Лёли (так звала Алексея Николаевича Толстого его мама Александра Леонтьевна), и Никиты Алексеевича, и других потомков знаменитой династии. В свое время многочисленные встречи здесь с талантливыми людьми тоже повлияли на особую атмосферу, которая до недавнего времени сохранялась за воротами усадьбы, купленной отчимом будущего знаменитого писателя Алексеем Бостромом в 1888 году. Теперь этой атмосферы нет, и листва не покрывает привычные дорожки, и беседки стали более высокими и узкими, и не скрипят как раньше двери, и мебель переехала со своих привычных мест…

А самое главное, что прогневало наследницу великого русского писателя — это памятник Буратино. По словам близких людей Татьяны Толстой, она в принципе к монументальным изваяниям относится весьма скептически. На встрече с читателями, литературоведами и журналистами, Татьяна Никитична заявила, что памятник чудовищный и его надо снести. Она обвинила скульптора в незнании физиологии, поскольку на самом деле получился не мальчик, а девочка.

Заведующая музеем-квартирой Алексея Толстого в Москве Инна Андреева рассказала, что знает Татьяну Толстую много лет, и знакома с отношением писательницы к скульптурам. Сама Инна Георгиевна согласна, что памятник Буратино, несмотря на бронзовую основу, мог бы отражать деревянную фактуру. Другим памятникам повезло не меньше, досталось и нашему Бравому солдату Швейку за то, что сидит, где не подобает, и товарищу Сухову, вместо которого можно было поставить отрезанную голову и насыпать вокруг нее песка.

«Хороших художников-скульпторов сейчас нет, — сказала Татьяна Толстая. — Даже в Москве ни один из современных памятников не хорош. Дело в том, что не выработан язык для выражения того, что должен передавать памятник. Все эти реалистические скульптуры людям со всеми анатомическими подробностями — это XIX век. Существуют памятники, которые передают какую-то идею, но это совсем другой язык, которым у нас не умеют пользоваться. В свое время я предлагала ввести мораторий на памятники выше 60-ти сантиметров, пока не появится автор, который докажет, что его работы стоят того, чтобы правило нарушить».

Обо всем
Татьяна Толстая призналась, что приехала разобраться в архиве своей прабабушки. Речь идет о теще Алексея Толстого — Анастасии Романовне Крандиевской. «У нее был очень большой архив, в который входила переписка с Розановым, Бердяевым, но однажды, будучи в гневе, она его сожгла. Потом, сожалея об этом, она начала писать воспоминания. Это огромные стопки бумаг, и сейчас я пытаюсь их разбирать. Это не просто: она писала очень мелким почерком, разбирать который приходится иногда с лупой».

Среди «бесполезного» текста обнаруживаются интересные факты, о которых никто не знает. Например, было найдено описание одной из встреч Крандиевской с Андреем Белым после его возвращения в Советскую Россию. Анастасия Романовна жила в одном доме с Алексеем Толстым, бумаги было мало, и она часто писала на обороте его черновиков. Сами бумаги Татьяна Никитична забирать не собирается, но их посмотреть ей было необходимо.

Отвечая на вопросы самарцев, Татьяна Толстая была очень резкой и жесткой. Многие даже побоялись попасть ей на язычок, другие формулировали вопросы осторожно и тщательно. Но писательница говорила на все темы, избегая лишь политических направлений.

Фестиваль
В целом же программа Самарской литературной биеннале включает в себя фестиваль современной драматургии «Левановка» и международный фестиваль литературно-мемориальных музеев «Дом встречает гостей». В рамках этих мероприятий гости смогли наладить связи между музеями, поговорить на литературные темы, посмотреть цикл документальных фильмов и увидеть спектакль «Повесть о многих превосходных вещах». В этом проекте, показанном на сцене театра «Самарская площадь», рассказывалось об истории любви писателя и поэтессы, было раскрыто противостояние талантливейшего фантазера, насмешливого циника и мужественной, необыкновенно красивой женщины.

Завершилась биеннале круглым столом «А.Н. Толстой. Продолжение…», на который в музее-усадьбе собрались те, кому небезразлично творчество и жизнь великого писателя. Например, преподаватели Самарского государственного университета и университета Наяновой, студенты, аспиранты, литераторы.

Продолжение биеннале ждет самарских жителей с 22 по 25 ноября. На фестивале «Левановка» состоится презентация книги драматурга, писателя и режиссера Вадима Леванова, а также студенты СГАКИ прочтут его пьесу «Славянский базар».

Нэля ЛЕОНОВА
leonova@regionmedia.ru

 

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара