Забыли клятву Гиппократа…
В середине октября этого года в Самарском онкодиспансере наконец-то начали лечение пациентов на новейшем линейном ускорителе. Судя по всему, на вопрос, почему аппарат для лечения рака несколько месяцев не работал на самом деле, начинает проясняться.
В Самарском областном клиническом онкологическом диспансере (СОКОД) запустили ускоритель последнего поколения. Поставила ли эта новость точку в грандиозном скандале, который не утихает уже несколько месяцев? Шумиха, подогретая открытыми заявлениями в СМИ двумя сотрудниками СОКОД — Александром Панкратовым и Михаилом Гебельманом, что на поставленном дорогостоящем аппарате работать невозможно возмутила не только всю общественность нашего региона, скандал освещался и некоторыми федеральными телеканалами.
Медицинское оборудование последнего поколения было доставлено поставщиком еще в декабре прошлого года. В предусмотренные контрактом сроки его смонтировали и подготовили к работе. Фактически проводить лечение на аппарате можно было уже в весны этого года, однако, готовый к работе аппарат все это время простаивал без дела.
А не работал он из-за скандала, поднятого уже упомянутыми сотрудниками СОКОД — Панкратовым и Гебельманом. Они утверждали, что поставленный линейный ускоритель для лучевой терапии несовместим с уже имеющимся в диспансере оборудованием. Были поданы даже иски в суд, а также жалобы во властные структуры области и государства — все делалось для того, чтобы «избавиться» от новейшего аппарата, поставленного «не тем» поставщиком. Фактически, эти врачи объявили бойкот новой технике. Несмотря на то, что суд и независимая экспертиза с участием высококвалифицированных специалистов признали его полную совместимость, готовый к работе аппарат долгое время так и не запускали. Таким образом, почти год ушел на разрешение этого искусственно конфликта. Сколько же пациентов за это время можно было вылечить…
Эта история началась в прошлом году, когда был объявлен конкурс на поставку в СОКОД нового линейного ускорителя для лечения раковых больных методом лучевой терапии. На финишную прямую тендера вышли две компании-поставщика: екатеринбургская «МК «Юникс» и московская «МСМ-Медимпэкс». Тендер, в итоге, выиграли москвичи. А вслед за этим в Самаре началась целая кампания по дискредитации как самого поставщика, так и поставляемого им оборудования.
Вообще, чем больше вникаешь в эту историю, тем больше возникает вопросов. И прежде всего, к тем специалистам клиники, которые и подняли склоку вокруг нового линейного ускорителя. Создается впечатление, что они были явно заинтересованы в том, чтобы СОКОД приобрел аппарат у поставщика, который проиграл конкурс — компании «МК «Юникс». Сложно предположить, что эти грамотные специалисты не знали о полной совместимости оборудования, о его уникальных возможностях при лечении рака. Остается лишь гадать, почему они пытались внушить общественности обратное.
Более того, эти люди во всеуслышание говорили о том, чего… не было. Например, в программе Андрея Караулова «Момент истины», показанной по федеральному каналу 14 октября 2013 года, они кивали головой, соглашаясь со словами ведущего о том, что многомиллионное оборудование для их диспансера «гниет на складе под дождем». Хотя аппарат был уже давно смонтирован, налажен и полностью готов к лечению больных.
Неудивительно, что эти специалисты, которые полностью сейчас дискредитировали себя не пришли на лечение первого больного на новом ускорителе, хотя это событие было широко освещено главными самарскими телеканалами.
Получается, что из-за чьих-то личных интересов или амбиций в области чуть не сорвали выполнение Национальной онкологической программы, которая реализуется в нашей стране с 2009 года. Шанс, может быть, единственный, который получили самарские больные, чуть не был упущен из-за непонятных разборок. Специалисты, дававшие клятву Гиппократа, в первую очередь должны думать о больных, стоящих в очередях на лечение, а не о том, какая фирма привезет им излучатель.
Казалось бы, все во всем разобрались, оборудование успешно заработало… но, нет! Давление «сверху» продолжается. Сейчас в отношении должностных лиц диспансера и главного управления организации торгов области возбуждено уголовное дело по статье «халатность», как говориться, «высосанное из пальца». Все суды, ранее проведенные экспертизы, многочисленные проверки различных инстанций не нашли ни малейших нарушений. Создается впечатление, что стараниями обиженных конкурентов, проигравших торги, и создается это давление «сверху» на правоохранительные органы Самарской области. Какая-то более чем странная «месть».
Однако, зато теперь становится очевидным, что целью поднятой ранее шумихи в прессе, было не установить справедливость, а ввести всех нас в глубокое заблуждение. Об этом, кстати, недавно написала и «Российская газета» (http://www.rg.ru/2013/10/29/med.html).
В общем, во всей этой истории вопросов гораздо больше, чем ответов… Но главный из них — жизнью скольких людей обошелся простой этого аппарата — по всей видимости, так и останется неясным.
Владимир Путин на заседании Совета при президенте по противодействию коррупции 30 октября сказал о том, что наказание за взятки должно быть неотвратимо и призвал: «Необходимо сформировать общественную атмосферу неприятия коррупции». Остается только ждать, когда подобная атмосфера будет создана в Самаре…
Сергей Лисицын