Новости

Самара останется без дорог?

10 сентября - ИА РС (РегионСамара): Губернатор включил ручное управление

В России, как известно, есть две беды. Ямы, колдобины да выбоины — отличительная черта и суровая действительность самарских дорог. И это беда первая. Много лет их вроде бы ремонтируют, но каждую весну от ремонта не остаётся и следа. От чего логично возникает предположение, что ремонтирует их беда вторая. И сколь угодно долго можно сетовать на климатические условия, несоразмерный ширине дорог транспортный поток или банальное воровство. Главные вопросы «кто виноват» и «что делать», ответов которое десятилетие не получают.

Ситуация с дорогами в Самаре настолько катастрофична, что для её разрешения пришлось подключиться федеральному правительству Дмитрия Медведева. Естественно, при непосредственном участии областной власти. Как итог — на сегодняшний день можно констатировать желание увеличить объём дорожного строительства в два раза. Собственно, подобная директива правительства уже спущена во все крупные регионы страны. Особо пристальное внимание уделено тем городам, что в 2018 году будут принимать у себя Чемпионат Мира по футболу. Ведь после удачно проведённой Универсиады в Казани, предположительно не провальной Олимпиады будущего года в Сочи, с Мундиалем нельзя ударить в грязь лицом. Помимо увеличения работ планируется обеспечить «расшивку» узких мест транспортных магистралей, а также заняться комплексным развитием логистических центров.

На фоне обеих российских столиц и прочих крупных городов Самара стоит особняком. Именно через территорию Самарской области проходят кратчайшие транспортные пути, соединяющие Центральную и Западную Европу с Сибирью, Средней Азией и Казахстаном.

Однако, несмотря на свою значимость, автомобильные дороги в регионе признаны одними из самых опасных в стране. По данным ГИБДД Самарской области за прошлый год было зарегистрировано почти 5 тысяч дорожно-транспортных происшествий. По сравнению с 2011 годом их количество увеличилось на 10%. При этом большинство из них произошли из-за плохого состояния дорожно-транспортного полотна. Если говорить конкретно о Самаре, то по последним оценкам около 70% дорог в городе находятся в крайне неудовлетворительном состоянии.

Но в чём причина такого положения дел? Неужели за последние десять лет никто в городской администрации так и не смог ничего сделать?

Виктор Кудряшов, заместитель главы г.о. Самара: «Объем недоремонта — текущего, поддерживающего, аварийного — за последний десяток лет составил порядка 8 000 000 м2. Это колоссальная цифра. Для того, чтобы справиться с этой задачей, чтобы привести дороги в нормальное состояние, нужно элементарно выделять значительные средства, и вкладывать их не только в поддержание дорог, но и в компенсацию существующего недоремонта.

Последние два года средства из федерального бюджета на капитальный ремонт дорог вообще не выделяются. Поэтому здесь есть только 2 источника: это средства городского бюджета и бюджета области. Понятно, что город не может себе позволить значительного выделения средств на эти цели, потому что у нас остается порядка 9% всех налогов, которые платят хозяйствующие субъекты на территории города».

Народный протест

До недавнего времени жители Самары своё закипающее недовольство городскими дорогами публично озвучивали редко и робко. Однако с введением в России возможности сбора электронных подписей жителей под петициями о тех или иных их проблемах, у самарцев появилась реальная информационная площадка для выплеска своего негодования. Возмущенные состоянием дорог жители города уже написали обращение на имя Президента РФ Владимира Путина. Оно вызвало широкий общественный резонанс. Только за первый месяц под ним подписалось около 50 тысяч человек. По данным официального сайта проекта «Электронное правительство» для того, чтобы обращение было рассмотрено, а город получил дополнительное финансирование из федерального бюджета, необходимо собрать ещё такое же подписей. На первый взгляд может показаться, что жители Самары решили взять решение дорожных проблем в свои руки потому, что самарская власть свои руки опустила. Однако при ближайшем рассмотрение этой проблемы, всплывают интересные детали механизма работы «властной вертикали».

Антон Буслов, эксперт в области транспорта и городских проектов: «На практике у городской Администрации каких-то особых путей для того, чтобы привлечь в самарский бюджет дополнительные средства на ремонт дорог нет. Единственный способ, который существует в России — это персональные договоренности с вышестоящим руководством. У нас по закону взаимодействует с Министерством Транспорта или Министерством Финансов именно областная Администрация.»

Коррупция?

На запросы Министерство транспорта и автомобильных дорог области не отвечает. Однако, по данным различных информационных агентств, в областном правительстве уверены, что мэрия не готова эффективно расходовать бюджет. Во время одного из совещаний, глава региона Николай Меркушкин заявил, что, по имеющимся у него сведениям, городской администрацией может уводиться от 10 до 40% от средств, выделяемых на выполнение госзаказов.

На сайте информационного агентства «Волга Ньюс» размещена информация о том, что: «…злоупотребления чиновников из администрации Самары могут привести к тому, что областное правительство уменьшит объем средств, направляемых в городской бюджет».

Николай Меркушкин, губернатор Самарской области: «Мы не можем дальше так поступать. И я уже говорил мэру Азарову: если так дальше будет продолжаться, то город просто не получит денег.

Вот проект реконструкции улицы Луначарского. Это первый проект, который пришел к нам от города, и стоил он 1,74 миллиарда рублей. Это огромная сметная стоимость! За 18 лет работы я видел ремонты разных дорог. По моим представлениям, это немыслимая сумма. Позднее от мэрии пришел второй проект реконструкции, на 600 миллионов рублей дешевле. Однако и эта цена завышена. Мы вынуждены еще раз заставлять город пересматривать смету и проводить дополнительную областную экспертизу, потому что дорога не может столько стоить. Если мы будем столько тратить на одну дорогу, мы никогда Самару в хорошее состояние не приведем».

С точностью до запятой

Отдельно стоит упомянуть бюрократический аспект дорожного ремонта. Оказывается из-за частично неверно заполненных документов по ремонту дорог со стороны городской администрации, руководство области вполне себе отказывает ей в выделение денег.

Антон Буслов, эксперт в области транспорта и городских проектов: «Документация? Ну, да, наверно, какие-то ошибки в ней бывают. Вопрос в том, какие желания преследуются обеими сторонами. Если у нас областное правительство будет отказывать муниципалитету, в котором проживает треть жителей области на основании неправильно расставленных запятых, то я не думаю, что это правильный путь. Потому что кого, в конечном счете, наказывают? Жителей города, которые в конечном счете не получат соответствующего дорожного фонда? Или как вообще воспринимать эти вещи?»

В апреле областная прокуратура проводила масштабную проверку самарских дорог. За несколько дней ведомство признало неудовлетворительным состояние более 30 городских магистралей. В отношении муниципального подрядчика были направлены иски в суд. От подрядчика требуют привести объекты в надлежащий вид. Но по мнению большинства экспертов, судебные разбирательства между прокуратурой и городскими властями способны только ухудшить ситуацию.

Антон Буслов, эксперт в области транспорта и городских проектов: «Дело в том, что надзорные ведомства требуют привести ту или иную дорогу в нормативное состояние. Под нормативным состоянием понимается глубина рытвин, и то, что эти рытвины располагаются на разбитом и вымытом балласте, никого не интересует. В итоге, городским властям приходится практически все бюджетные средства тратить на ямочный ремонт, чтобы устранить выявленные прокуратурой нарушения, а на капитальный ремонт денег уже не остается».

Без перспектив?

Вопрос о том, стоит ли продолжать надеться, что в Самаре когда-то появятся хорошие дороги, увы, остается открытым. Пока что очевидно одно. До тех пор, пока правительство области и городская администрация будут продолжать выяснять между собой «правых» и «виноватых», средств на капитальный ремонт дорог так и будет по-прежнему не хватать.  Что же касается России в целом, то руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает, что «При сохранении нынешней системы подрядов, заказов и смет, даже если увеличить финансирование, объем дорожного строительства увеличить вдвое не получится. Надо намного больше вкладывать и научиться разумно расходовать». Из реальных перспектив ремонта дорог видится только одна. Персональное вмешательство губернатора Николая Меркушкина. Ведь к Мундиалю дороги быть должны, а времени на словесные препирательства с муниципальными властями всё меньше. Стало быть, главе региона пора засучивать рукава.

 

Ольга ИВАНОВА 

mk@regionmedia.ru

 

 

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара