Новости

Ефремов, или Когда я стану театралом…

30 мая - ИА РС (РегионСамара): Артист прочел самарцам пьесу друга "Злодейка, или Крик дельфина", а публика имела возможность задавать любые вопросы

В Самаре в ДК Железнодорожников им. Пушкина прошел вечер одного из талантливейших актеров, представителя знаменитой театральной династии — Михаила Ефремова. Он приехал прочесть самарцам пьесу Ивана Охлобыстина «Злодейка, или Крик дельфина». Концерт состоялся благодаря издателям самого гламурного журнала о светской жизни в нашей губернии — «ГLянец».

Светский раут для тех, кому посчастливилось попасть на концерт, был организован на высшем уровне — на входе презентация журнала, фуршет с дорогими напитками, общение гостей друг с другом и с издателями «ГLянца». К сожалению, не все гости смогли соблюсти рамки этикета и удержаться от чрезмерного употребления горячительных напитков. Это им помешало в дальнейшем грамотно или, по крайней мере, четко сформулировать вопросы герою выступления.

Организаторы встречи предложили зрителям новый формат общения c артистом — public talk. После прочтения Михаилом Ефремовым произведений, которые он привез, публика имела возможность задавать вопросы. И если первая часть спектакля прошла на «ура», имеется в виду выступление артиста, то вторая часть — задавание вопросов — явно оставила желать лучшего. Но обо всем по порядку.

Актер в третьем поколении, Михаил Ефремов чтит театральные традиции. Поздоровавшись со зрителями и извинившись за то, что не смог приехать на запланированный в апреле концерт, он предложил собравшимся аплодисментами вспомнить Александра Абдулова. В день концерта, 29 мая, у Александра Гавриловича был день рождения. Также в этот вечер вспоминали Аркадия Райкина, Олега Ефремова, Петра Тодоровского.

Затем Михаил Ефремов начал читать стихи Дмитрия Быкова и Андрея Орлова из спектаклей «Гражданин поэт» и «Господин хороший». Кстати, стихи в стиле, или скорее даже пародии на Даниила Хармса вызывали ассоциации с одной из первых ролей Михаила. В художественном фильме «Когда я стану великаном», снятом в 1978 году, персонаж актера — школьник Петр Копейкин — в одном из эпизодов читает стихотворение Хармса «Иван Топорышкин». В «Гражданине поэте» Быков на манер Топорышкина описывает действия Охлобыстина, который намеревался баллотироваться в президенты страны. Стих называется «Отче ваш».

Уже, настроив зрителей на «нужный» лад, артист перешел к прочтению пьесы «Злодейка, или Крик дельфина».

Надо отметить, что эту пьесу Михаил Ефремов поставил в качестве режиссера во МХАТе еще в 1996 году совместно с Гариком Сукачевым. Пьеса привлекла внимание постановщиков не только тем, что написана была их другом Иваном Охлобыстиным, но и потому что она явно «тянула» на постмодернистские вариации на тему Хорхе Луиса Борхеса. Так, по крайней мере, искренне считают автор и режиссер, отметая все намеки на плагиат.

У Борхеса в рассказе «Злодейка» два брата любят одну женщину, которую при этом считают вещью. Чтобы не возненавидеть друг друга, они вначале отправляют ее с глаз долой в публичный дом, но, не выдержав разлуки, возвращают ее обратно. Однажды один из братьев ее убивает, поняв, что это — единственный выход из ситуации.

Охлобыстин не заморачивался оригинальностью. Решив, что вещью женщину может сделать в первую очередь проституция, он изначально делает героиню девушкой по вызову, а персонажей-мужчин — близкими друзьями. Причем, настолько близкими, что, вызвав по телефону проститутку, они пользуются ее услугами одновременно. Извращенные мысли и выражения бывшего батюшки наводят на определенные мысли о внутренних комплексах автора пьесы, которыми могли бы заинтересоваться специалисты-психотерапевты (если не психиатры). Но речь, к счастью, не о нем.

В течение пьесы диалоги периодически перебиваются появлением казачьего хора, который порой выполняет миссию чеховского говорящего пространства. Концовка произведения отличается от борхесовской тем, что здесь погибают мужчины, а не предмет их раздора.

Чтение пьесы Михаилом Ефремовым для самарской публики, несомненно, событие. Он выполнил свою работу превосходно. А вот зрители были, мягко говоря, не подготовлены к public talk. Например, один из вопросов по поводу совместной работы Ефремова с Иваном Охлобыстиным, затронул экранизацию романа Виктора Пелевина «Поколение «Пи». Автор вопроса решил блеснуть эрудицией, но назвал произведение «Generation «Эй», видимо не «узнав» греческую букву, означающую математическую константу.

Выслушав еще парочку подобных или очень уж стандартных вопросов, артист решил в отместку рассказать нереальную историю. Ему задали вопрос, как он начал сотрудничать с комическим театром «Квартет И». На что Михаил Ефремов рассказал байку про то, как однажды, будучи 25-летними выпускниками разных театральных вузов, они встретились с Леонидом Барацем и, выпив три бутылки горячительной жидкости, придумали свой первый проект. Надо отметить, что Михаил окончил Школу-студию МХАТ в 1987 году, и ему действительно было 25 лет, а Барац «выпустился» с эстрадного факультета ГИТИСа в 1993 году, будучи 22-летним юношей. По несложным подсчетам ясно, что в 87 году Леониду было всего 16 лет, и, живя в Одессе, о знакомстве с известным артистом он даже не мечтал.

Некоторые самарские зрители решили, что живое общение автоматически отменяет субординацию, и гостеприимно стали зазывать известного артиста и режиссера в гости «на уху с раками». Другие спрашивали о событиях, которые активно освещаются в Интернете или которые не имеют отношения к творчеству Михаила Ефремова.

Но самое грустное то, что основы театрального этикета в нашем городе, «набитом» театрами и сценическими площадками, мало кто знает.

Вот Артист объявил о конце спектакля, а зрители, вместо того, чтобы аплодисментами проводить его со сцены, просто встали, стуча сиденьями, и стали расходиться…

Нэля Леонова
leonova@regionmedia.ru

 

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара