Новости

2 апреля в Самаре откроется Второй Волжский фестиваль духовной музыки

21 марта - ИА РС (РегионСамара): Инициатором фестиваля является замечательный музыкант Дмитрий Коган. Мы услышим и Дж-Б.Перголези, и П.Чайковского, и новые произведения Митрополита Иллариона : «Песнь восхождения» и «Stabat mater»

Со 2 по 14 апреля в Самарской области пройдет Второй Волжский фестиваль духовной музыки. Инициатором и главной движущей силой фестиваля является замечательный музыкант, скрипач с мировым именем, представитель выдающейся династии Дмитрий Коган. Его связывают давние и тесные творческие узы с Митрополитом Илларионом, чьи произведения второй раз ложатся в основу фестиваля.

Прекрасно, что сегодня музыканты все чаще снова обращаются к теме духовности в своих произведениях. Год назад в Самаре состоялся Первый фестиваль духовной музыки. Тогда со сцены звучало только одно произведение — «Страсти по Матфею» Митрополита Иллариона. Инициатором и главной движущей силой фестиваля является замечательный музыкант, скрипач с мировым именем, представитель выдающейся династии Дмитрий КоганВ этом году в афише фестиваля новые названия и новые имена. Самарцы услышат и Дж-Б.Перголези, и П.Чайковского, и новые произведения Митрополита Иллариона : «Песнь восхождения» и «Stabat mater».

Духовная музыка — понятие более широкое, чем церковное пение. Духовной музыку делает ее внутреннее содержание, способность посредством звуков выразить опыт духовного обновления, обретенный композитором. Даже те, произведения, которые не предназначены для богослужения, нравственно возвышают человека, а значит, приближают его к Богу, считают организаторы фестиваля.

Программа фестиваля

Духовная музыка - понятие более широкое, чем церковное пение. Духовной музыку делает ее внутреннее содержание, способность посредством звуков выразить опыт духовного обновления, обретенный композитором2 апреля, вторник, 18.30 на площадке Самарского академического театра оперы и балета
«STABAT MATER»
Дж.-Б.Перголези. «Stabat Mater». Кантата для сопрано, альта и струнных
Митрополит Иларион (Алфеев). Concerto grosso
Солисты: Дмитрий КОГАН (скрипка), Ирина СМОЛЯКОВА (скрипка), Николай ВАРЛАМОВ (альт), Юрий РАЗБОРОВ (виолончель), Павел НАЗАРОВ (клавесин)
Премьера в Самаре
Митрополит Иларион (Алфеев). «Stabat Mater» для сопрано, смешанного хора и оркестра
Исполнители:
Хор Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского (руководитель — Леонид ПАВЛОВ)
Солисты: Ольга УШКОВА (сопрано), Людмила ЖОГОЛЕВА (меццо-сопрано)
Камерный оркестр «VOLGA PHILHARMONIC» под управлением Дмитрия КОГАНА

Текст «Stabat Mater dolorosa» — «Мать скорбящая стояла» — был написан в XIII веке, предположительно, итальянским францисканцем Якопино да Тоди как секвенция (часть католической мессы). По своему содержанию текст очень близок к православным богослужениям. Он очень эмоционален, легко ложится на музыку: неслучайно на протяжении веков на эти слова было написано более 200 произведений. Среди наиболее известных — «Stabat Mater» Гайдна, Перголези. Обращались к средневековому тексту и современные композиторы — такие как Арво Пярт и Карл Дженкинс.
Мировая премьера «Stabat Mater» митрополита Илариона (Алфеева) состоялась 22 января 2012 года в Москве. Она ознаменовала завершение II Московского Рождественского фестиваля духовной музыки.

Идея написать «Stabat Mater» посетила митрополита его еще в 2007 году, когда он работал над «Страстями по Матфею». «В Евангелии от Матфея ничего не сказано о Матери Божией, стоящей у Креста, — напомнил митрополит Иларион. — Но мне хотелось написать сочинение, которое было бы посвящено именно этой теме. Это вечная тема: Мать, плачущая о страданиях своего ребенка, и Божия Матерь, которая плачет о страданиях всего мира и с молитвой обращается к своему Сыну — воплотившемуся Богу».
Concerto grosso митрополита Илариона (Алфеева) было написано в течение нескольких дней зимних каникул 2012 года. Его премьера состоялась 16 апреля 2012 года в Оружейной палате Московского Кремля на открытии XIII Международного фестиваля «Кремль музыкальный» памяти Николая Петрова. Публика встретила премьеру сочинения в исполнении камерного оркестра «Volga Philharmonic» и Дмитрия Когана бурными овациями, и оркестр полностью сыграл произведение на бис.

7 апреля, воскресенье, 18.30 Самарская государственная филармония 12+
«ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ»
П.Чайковский. Симфония №5
Премьера в Самаре
Митрополит Иларион (Алфеев). «Песнь Восхождения». Симфония для хора и оркестра
Исполнители:
Лауреат международных конкурсов и фестивалей
Хор мальчиков и юношей «Ладья» (г.Тольятти, руководитель — Галина ДЕВЯТКИНА
Камерный хор Самарского музыкального училища им.Д.Г.Шаталова (руководитель — Светлана ПОБЕГАЙ)
Хоровая капелла «Аура» им. А.Пахомова (г.Новокуйбышевск, руководитель — Татьяна ХАЧУЯН)
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР Самарской государственной филармонии
Дирижёр — художественный руководитель и главный дирижёр оркестра Санкт-Петербургской академической капеллы, народный артист РФ Александр ЧЕРНУШЕНКО

Симфония «Песнь восхождения» была написана митрополитом Иларионом (Алфеевым) в августе 2008 года во время его краткосрочного отпуска в Финляндии. В основу либретто лег текст семи псалмов из заключительных разделов Псалтири. Два из этих псалмов имеют в Библии подзаголовок «Песнь восхождения», что и дало название всему произведению.
Тексты псалмов обладают чрезвычайным богатством содержания и выражают различные эмоциональные и духовные переживания: скорбь и покаяние, умиление и сокрушение сердца, радость и ликование. В этом смысле о Псалтири говорится как об универсальном сборнике молитв, в котором все основные состояния человеческой души переплавляются в молитвенные воздыхания, обращенные к Богу.

14 апреля, воскресенье, 18.30 Самарская государственная филармония 12+
«СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ»
Митрополит Иларион (Алфеев). Оратория «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра
Исполнители:
Самарский Епархиальный концертный хор (руководитель — Татьяна ФУДИМОВА)
Солисты: Ольга УШКОВА (сопрано), Людмила ЖОГОЛЕВА (меццо-сопрано), Анатолий НЕВДАХ (тенор), Антон СТЕПАНОВ (бас), Иерей Петр АКИМОВ (евангелист)
Камерный оркестр «VOLGA PHILHARMONIC» под управлением Дмитрия КОГАНА

«Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) — монументальное произведение для солистов, хора и оркестра, написанное осенью 2006 года. Его премьера состоялась 27 марта 2007 года в Москве и 29 марта 2007 года в Риме (Италия).
В основу произведения положено повествование из Евангелия от Матфея, посвященное страданиям и смерти Христа. Это повествование чередуется с музыкальными номерами — речитативами, хорами и ариями, текст которых заимствован главным образом из православного богослужения Страстной седмицы.
В восприятии страстей Христовых православная традиция значительно отличается от западной, будь то католической или протестантской. Взирая на распятого Иисуса, православный христианин видит не столько страдающего Человека, сколько Бога в Его неизменной и вечной славе — Бога, ставшего Человеком и принявшего смерть для спасения всех людей. Размышляя о смерти Иисуса, православный христианин ни на миг не забывает о Его воскресении.
Такое же восприятие отражено и в богослужебных текстах Страстной седмицы, которые легли в основу «Страстей» и определили их общее настроение. Лирический, эмоциональный элемент в произведении не является преобладающим. Молитвенное сопереживание страдающему Спасителю и духовное осмысление крестной смерти Богочеловека — именно в этом заключается внутреннее содержание музыки, отражающей православное прочтение истории страданий Христа.

Андрей Асташкин
astashkin@regionmedia.ru

 

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара