Новости

Владислав Капустин: «Нам почти удалось восстановить докризисные показатели»

22 февраля - ИА РС (РегионСамара): Как закончился 2011 год для экономики Самарской области? Чего стоит опасаться предпринимателям в 2012 году? Как отразится вступление в ВТО на экономике и потребителях Самарской области? На эти и другие вопросы РегионСамара.ру ответил министр экономического развития Самарской области Владислав Капустин.

Как закончился 2011 год для экономики Самарской области? Чего стоит опасаться предпринимателям в 2012 году? Как отразится вступление в ВТО на экономике и потребителях Самарской области? 
На эти и другие вопросы РегионСамара.ру ответил министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Владислав Капустин.

— Владислав Валентинович, прежде чем говорить о перспективах и рисках на 2012 года, хотелось бы обсудить результаты экономического развития региона в 2011 году. В каких отраслях, по Вашему мнению, были достигнуты самые заметные успехи?

— Самарская область развивалась в 2011 году очень динамично. Это, пожалуй, один из самых удачных периодов, особенно в промышленности региона. Так, в прошлом году был отмечен рост экономического потенциала области более чем на 6% — это на порядок выше, чем в целом по России. При этом рост показателей отмечается именно в наиболее инновационных отраслях, таких как машиностроение, химическая промышленность, металлургия. Почти весь прирост произошел за счет новых видов продукции и за счет внедрения новых технологий. Активно развивалась обрабатывающая промышленность, наибольшие успехи достигнуты в автомобилестроении. Нам почти удалось восстановить докризисные показатели. Успешные результаты показал АВТОВАЗ и смежные предприятия. Выполнены почти все планы, которые ставило перед нами Правительство РФ. Год завершился отрадным событием — началом серийного выпуска новой модели Лада Гранта.
Отличные результаты показала химическая промышленность, в первую очередь, разумеется, крупнейшее предприятие ОАО «Тольяттиазот». Объем производства аммиака составляет около 7% от всего мирового производства. В прошлом году на ОАО «Тольяттиазот» была также запущена новая линия по производству метанола на 1 млн. тонн, но это событие прошло относительно тихо и незаметно.

— И даже ситуация с УГП «Укрхимтрансаммиаком» не омрачила эти показатели?

— Ситуация вокруг ОАО «Тольяттиазот» и УГП «Укрхимтрансаммиак» была связана в том числе и с увеличением объемов поставки. Было подписано два дополнительных соглашения. Если изначально мы договаривались на поставку 1 млн. 300 тыс. тонн, то в итоге прокачали 1 млн. 760 тысяч. Прокачав 1 800 тысяч, мы бы достигли абсолютного рекорда, но украинские партнеры нас подвели. Это произошло из-за того, что из строя вышла одна из напорных станций. Тем не менее, я считаю, что мы быстро среагировали на этот сбой.

— Понятно, что какие-то отрасли были упущены в 2011 году? Какие это направления?

— На мой взгляд, основное наше упущение — это пищевая промышленность. Год за годом понемногу происходит снижение объемов производства. На сегодняшний день, я считаю, переработка продуктов сельского хозяйства — это ключ к успеху в сельском хозяйстве. Но у нас сложная транспортная логистика, основные порты располагаются далеко, транспортировка товаров очень дорогая, зачастую она равна стоимости продукции, не говоря уже о порче товара в дороге.. Поэтому нам очень важно создать современные производства на территории области, которые будут производить свой качественный продукт. Сейчас сложно объяснить, что кур к нам завозят из Белгорода, а яйца из Оренбургской области. Но и у нас есть своеобразные «маячки». Например, торговая марка «У Палыча» имеет около 200 магазинов по всей стране, или «Фабрика качества», которая тоже выходит на федеральный уровень.

— Но, если я правильно понимаю, для этого нужно проводить работу с товаропроводящими сетями?

— Правильный вопрос. К сожалению, до недавнего времени отдельного департамента торговли не было. Это удивительная вещь. Отрасль, которая дает до 15% оборота валового продукта, была представлена в виде управления в одном из департаментов нашего министерства. Сейчас эта ситуация исправлена: буквально недавно в составе нашего министерства был создан департамент торговли и потребительского рынка, который возглавил Дмитрий Харчев.

— Владислав Валентинович, в 2012-м году Россия наконец-то вступает в ВТО. По Вашим оценкам, как этот шаг отразится на экономике Самарской области? В частности, какие отрасли экономики «попадают под удар»?

— Действительно, сейчас к вопросу о вступлении в ВТО сложилось очень неоднозначное отношение и в обществе, и в бизнес-кругах. В целом, для Самарской области, это позитивный шаг, ведь мы — экспортноориентированная область, и вступление в ВТО означает уход от дискриминации на мировых рынках и расширение сферы деятельности. Разумеется, есть отрасли и подотрасли, которые могут быть к этому не готовы, к примеру, сельскохозяйственное машиностроение и само сельское хозяйство. Все дело в том, что сама методика оказания помощи этим отраслям в корне отличается от того, что мы имеем на сегодняшний день. И здесь надо готовиться и разрабатывать новые программы. Разумеется, будут проблемы в автомобилестроении. Мы здесь допустили некие просчеты, стартуем с не очень высоких позиций. Конечно, сейчас аналитики пытаются применить опыт Китая, но он неприемлем. Во-первых, потому что валюта Китая жестко зарегулирована, во-вторых, потому что Китай оказывает государственную поддержку экспортным направлениям.

— Но в целом, это позитивный или негативный шаг?

— ВТО — это сложный механизм, который нужно рассматривать в комплексе: где-то ожидаются потери, где-то будут и выгоды. Но, с точки зрения глобализации, мы не можем оставаться в стороне от таких всемирных организаций, как ВТО. Главное, следует помнить, что вступление в ВТО отвечает интересам потребителей, ведь, прежде всего, ВТО — это конкурентная борьба и только в ней мы можем добиться снижения цен, повышения качества и получить доступ к новым технологиям.

— Какие риски еще ожидают нас в 2012 году?

— Конечно, это нестабильность валютной системы. В этом отношении только недальновидные люди могут говорить о том, что кризис Еврозоны нас не коснется. У нас очень многое зависит от импорта, в том числе, пищевая промышленность, фармацевтическая, ведь мы импортируем до 70% препаратов. Поэтому ситуация Еврозоны коснется и нас, что, безусловно, мешает бизнесу. Думаю, что многие проекты могут быть приостановлены.

 — Каким отраслям промышленности будет оказываться государственная поддержка?

— В этом году, я считаю, бюджет Самарской области хорошо сбалансирован. Разумеется, поддержка будет оказываться дорожному строительству. Этому вопросу сейчас уделяется большое внимание, но решить его за один, два или даже четыре года невозможно. Дорожное строительство требует вложений на системной основе. Большие проблемы связаны с мостовыми переходами, внутриквартальными дорогами и т.д., что несомненно вызывает раздражение наших жителей. Конечно, будет поддержан и строительный сектор. В прошлом году мы сдали жилья на 133% больше, чем в прошлом году, и планируем сохранить эти темпы роста. Обязательно получит поддержку малый бизнес, о чем уже даны соответствующие указания Губернатором области В.Артяковым. На сегодняшний день Самарская область одна из немногих, где продукты малого бизнеса составляют значительную долю от общего регионального продукта.

— Какие цели на 2012 год Вы ставите? Какие приоритеты определены на этот год?

— Наша основная цель — добиться устойчивого развития по всем показателям и выйти на докризисный уровень. Во-вторых, обеспечить устойчивое развитие экономики, добиться опережающих темпов развития промышленности по сравнению со среднероссийскими на 2-3%. В-третьих, обеспечить приток инвестиций в экономику региона на ежегодной основе. Сейчас на территории Самарской области реализуется ряд крайне важных проектов, в том числе технопарк «Жигулевская долина», начинается также строительство промышленных объектов ОЭЗ. Долгожданным проектом для всех жителей области является проектирование аэропорта «Курумоч». Корпорация развития Самарской области запускает проект по строительству птицефабрики: это позволит нам получать свежую курятину, а не везти двое суток из Белгорода. Проект готов, участок выделен. Я уже не буду говорить об отдельных мостовых переходах. К концу года мы также планируем первый запуск металлургического производства на ОАО «Тольяттиазот», непрофильного для предприятия. Широкая общественность впервые узнает об этом, пожалуй, из интервью. Руководство ОАО «Толяьттиазот» сегодня монтирует линии по производству 700 тыс. тонн стального проката на площадке простаивающего завода «Волгацеммаш». Оборудование закуплено, его продукты пойдут в первую очередь на обеспечение строительного сектора региона.

Елена ФЕДОРОВА
fedorova@regionmedia.ru
Ян НАЛИМОВ
nalimov@regionmedia.ru

 

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара