Новости

Украина отказалась от газа

Страна перекрыла аммиакопровод из Тольятти. Конфликт между ОАО «Тольяттиазот» и украинской государственной компанией «Укрхимтрансаммиак» не ослабевает. Тольяттинский завод простаивает, убытки несут все заинтересованные стороны. Украина заявляет о технических причинах перекрытия трубы, а ТоАЗ рассуждает об интересах третьих лиц.

16 декабря украинская государственная компания «Укрхимтрансаммиак» без объяснения причин перекрыла трубу аммиакопровода Тольятти-Одесса. Тем самым, был остановлен крупнейший канал поставки аммиака за территорию завода ОАО «Тольяттиазот». Сейчас в Тольятти пять агрегатов по синтезу газа простаивает, а остальные два работают с неполной загрузкой.

«Укрхимтрансаммиаку» принадлежит украинская часть аммиакопровода. Компания объясняет его перекрытие необходимостью ремонта насосной станции, находящейся на территории ОАО «Одесский припортовый завод». Сделано это было, отмечают в «Укрхимтрансаммиаке», по просьбе самого завода. При этом самарские СМИ приводят заявление пресс-секретаря одесской компании Олега Дерибаса. Он заверил, что никаких обращений «Одесский припортовый завод» не направлял, а технических предпосылок для остановки прокачки нет.

Пресс-секретарь ОАО «Тольяттиазот» Игорь Башунов отметил, что завод считает действия украинских контрагентов – целенаправленным саботажем:

— Управление всей системой аммиакопроводов технологически осуществляется из Тольятти. Поэтому о любых серьезных ремонтных работах украинская сторона всегда заранее информировала ОАО «Тольяттиазот» для принятия мер по обеспечению безопасного функционирования аммиакопровода. В декабре и начале января никаких уведомлений от «Укрхимтрансаммиака» «Тольяттиазот» не получал. Телефонограмма пришла в Тольятти только 12 января, когда уже почти месяц тольяттинский аммиак не транспортировался по аммиакопроводу, а неправомерные действия «Укрхимтрансаммиака» стали достоянием общественности. Это вызывает сомнения в самом факте проведения ремонтных работ, — отметил Игорь Башунов в беседе с корреспондентом РегионСамара.ру.

При этом пресс-секретарь тольяттинской компании отметил, что остановлена прокачка только тольяттинского аммиака, остальные производители – и российские, и украинские – проблем не знают. Любопытно, что весь газ проходит по одной трубе и отличить тольяттинский аммиак от, скажем, украинского можно только на бумаге. Эти манипуляции проходят в интересах третьих лиц, считают на ТоАЗе. Но от ответа на вопрос, каких именно, г-н Башунов ушел:

— У нас нет оснований называть какие-то конкретные компании или фамилии. Нет смысла озвучивать предположения, пока они остаются только предположениями.

Между тем, убытки несут все компании «около трубы»: и «Тольяттиазот», который не может сбыть свою продукцию, и структуры, которым принадлежит аммиакопровод, и покупатели тольяттинского газа. Сам ТоАЗ на момент подготовки материала оценивал свои убытки в полмиллиарда рублей.

— Как это ни парадоксально, перекрытие трубы — ни в чьих интересах, — уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Тольяттиазот в этом случае несёт убытки, которые, с момента перекрытия трубы уже превысили 500 млн. рублей. А украинская сторона недополучит деньги за прокачку аммиака по трубе. Страдают и судоходные компании, чьи суда простаивают в Одессе, и клиенты Тольяттиазота, которые не могут получить аммиак. Помимо этого, такие действия заставляют российского производителя быстрее завершать проект по строительству аммиакопровода и порта на Чёрном море, чтобы создать новый путь экспорта и избавиться от украинского диктата и не допускать подобных ситуаций впредь.

К наиболее вероятным причинам конфликта аналитик относит либо «не совсем честную конкурентную борьбу», либо «элементарное разгильдяйство».

Однозначно высказываться о судебных перспективах дела г-н Баранов не стал:
— Есть ли у него (у ТоАЗа – прим. РегионСамара.ру) такая возможность, зависит от того, на каких условиях заключён договор между российской и украинской стороной, предусмотрена ли там возможность разбирать конфликт в суде, в чьей юрисдикции это будет происходить, и т.д. и т.п. Судя по тому, как развивается конфликт, пока стороны надеются договориться в досудебном порядке. Это может оказаться проще и дешевле, кроме того, репутационные риски в этом случае меньше для каждой из сторон, — заключил эксперт.

Дмитрий ЩИПАНОВ
schipanov@regionmedia.ru

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара