Новости

4 декабря: пролёт нормальный

Предвыборная гонка в преддверии дня голосования приобретала панический характер. Причем, паниковала только одна партия – партия власти. «Медведи», таская мед из улья, разозлили пчел, и те начали жалить. Несмотря на дым, которым окуривали этих самых пчел с телеэкранов. Даже в PR-сюжетах по самарскому телевидению «Единой России» давали не более 51% поддержки населения. А эта цифра вызывала сомнения в том, что партия сможет взять даже простое большинство в парламентах губернии и России, не говоря уже о большинстве конституционном/квалифицированном. Ситуация для ЕР катастрофическая, особенно с учетом грядущих выборов президента.

Медвежья паника бросалась в глаза любому, кто включал региональное ТВ или открывал местные интернет-порталы. Сперва она выражалась просто в обилии заказных текстов и любвеобильности местных СМИ по отношению к губернским властям и небезызвестной партии. А в какие суммы обошлась налогоплательщикам последующая травля КПРФ и «Справедливой России» в прессе, история умалчивает.

И вот настал великий день…

Ранним утром 4 декабря из Москвы стали приходить сообщения о «падении» целого ряда интернет-сайтов. В частности, радиостанции «Эхо Москвы», портала Slon.ru, сайта ассоциации «Голос» и скандального проекта «Карта нарушений выборы-2011». Кстати, «Карта» не работает до сих пор. Самара, по последним наблюдениям, лидировала по числу нарушений выборного законодательства, отмеченных на сайте проекта. Все как один руководители СМИ предположили связь между хакерской атакой на сайты и выборами в Госдуму РФ. При этом для того, чтобы «опрокинуть» такое количество Интернет-ресурсов, нужно не менее 200 тысяч компьютеров, считают эксперты. То есть, это спланированная атака мощной силы. По мнению ряда наблюдателей, она направлена на ликвидацию каналов, которые могли бы информировать о нарушениях на выборах.
 
Самарские СМИ никто не атаковал, кроме, разве что участковых комиссий. В облизбиркоме признали «перегибы на местах». По словам пресс-секретаря комиссии Романа Романова, возникали ситуации с недопуском журналистов на избирательные участки, в которые приходилось вмешиваться областной избирательной комиссии.

А вот у избирателей в Тольятти проблемы начались в первых числах декабря. В городе внезапно закончились бланки открепительных удостоверений. Граждане, таким образом, оказались частично лишены права голосовать. В ТИК Автозаводского района Тольятти, который выполняет функции городского избиркома, РегионСамара.ру рассказали, что бланки действительно были розданы без остатка. 2700 удостоверений разошлись за несколько дней до выборов.

— Потом из областной комиссии прислали еще 170, но они разошлись сразу, — отметил собеседник портала.

В остальном, в Тольятти все проходило тихо. По крайней мере, во время работы в этом городе корреспондент РегионСамара.ру не встретил никакого противодействия со стороны властей. На участках было многолюдно, наблюдатели исполняли свои обязанности без фанатизма… одним словом, скучно. Даже один из членов Автозаводской ТИК в частной беседе с РегионСамара.ру пожаловался на «отсутствие движухи».

Вставьте бюллетень в бюллетенеприемник

Следующим пунктом турне была Сызрань. Проблемы с открепительными наблюдались и там. В сызранском тике отметили, что это «общая проблема для всей области». Отсутствие удостоверений здесь бросилось в глаза совсем уж неожиданно. Придя на один из участков, корреспондент РегионСамара.ру не обнаружил на месте председателя участковой избирательной комиссии. С секретарем УИК состоялся любопытный диалог:

— Я представитель СМИ, как мне найти председателя комиссии?
— Он уехал, — невозмутимо ответил секретарь.
— Куда? – казалось странным, по каким делам может отлучиться председатель комиссии. Разве что произошло ЧП и он где-нибудь в суде или прокуратуре.
— Голосовать. Ему открепительного не хватило, — все тем же ровным голосом ответил секретарь.
— И мне тоже! – подхватил один из членов комиссии. – Только я отъехать не могу, избирателей много.

Интересно, а является ли отъезд главы УИК по такому вопросу нарушением? Даже если является, осуждать его за это сложно.

Именно в Сызрани корреспондент РегионСамара.ру впервые столкнулся с электронными урнами для голосования, т.н. КОИБами. «Умный ящик» сам считает голоса, оставляя членам участковых избирательных комиссий время на сон после окончания голосования. Но вот избиратели реагировали на новинку неоднозначно. Например, одна женщина не на шутку перепугалась, когда урна приняла бюллетень и произнесла:

— Ваш бюллетень обработан, здравствуйте!
— Спасибо, здравствуйте! – на автомате произнесла дама, и заспешила к выходу, едва не забыв про два остальных «акта волеизъявления народа».

Еще один избиратель, увидев, что вместо привычной урны на участке установлен говорящий ящик, сказал, что не будет «совать туда свой голос», развернулся и ушел. В остальном, обошлось без происшествий. Или наблюдатели их просто не замечали.

Сам по себе механизм работы урны выглядит безопасно. Данные считываются с бюллетеня и попадают на USB-накопитель, с которого позже передаются в систему ГАС-выборы. Электронная урна политически пофигистична, больше одного бюллетеня в щель не влазит, что затрудняет вбросы. Да и считает она гораздо надежнее, чем человек.

Вот только судя по страсти современной политической системы к подтасовкам выборов, скоро дети будут хотеть стать не космонавтами, а сисадминами. И работать на передаче данных из урн для голосования в систему ГАС-выборы. А сисадмины, в свою очередь, начнут покупать дорогие машины и яхты…

Молчание медвежат

Кульминацией вечера стала ночевка в здании Правительства Самарской области. Журналистов разместили в конференц-зале с овальным столом. Из середины стола в потолок уходила металлическая труба, до боли напоминающая шест для стриптиза. Между прочим, желание пригласить стриптизершу возникло довольно быстро и не только у РегионСамара.ру. Просто от безделья. А за ночные посиделки выражаем благодарность областному избиркому.

Около полуночи пресс-секретарь избирательной комиссии Самарской области Роман Романов сообщил прессе, что результаты выборов облизбирком огласит не ранее 10 утра. Журналисты, большинство из которых являлось членами т.н. «губернаторского пула», оказались в сложной ситуации. С одной стороны качать права не позволял статус и отношения с Белым домом. С другой – ночные выходы в прямой эфир нужно было чем-то забивать. Коллегам потребовался весь их профессионализм, чтобы несколько раз за ночь по несколько минут говорить ни о чем.

К слову, большинство избиркомов в регионах не включало политику информационной блокады. Аналогичные проблемы наблюдались только в Москве и Санкт-Петербурге, где «Единая Россия» набрала рекордно низкие проценты. Самаре до антирекорда далеко, но паника в избиркоме царила нешуточная. Чиновники просто не знали что сказать. Из-за этого иногда несли откровенный бред.

Официально избирком объяснял отказ в выдаче СМИ промежуточных итогов сложностью подсчета трех бюллетеней сразу, неправильностью публикации промежуточных результатов и даже запретом ЦИК публиковать результаты и сведения о явке до внесения всех протоколов в систему ГАС-выборы. Правда, сам Центризбирком, ничуть не стесняясь своего «запрета», публиковал промежуточные итоги на своем портале. Может, он хотел получить информационную монополию и раскрутить свой сайт?

Итоги были для партии власти, прямо скажем, неутешительными. По некоторым участкам «ЕР» проигрывала, кое-где набирала откровенно мизерный процент. Например, в Тольятти по всем районам партия власти «слила» коммунистам.

После публикации первых данных ЦИК, для наблюдателей стало очевидно, что избирком попросту прячет итоги. Либо потому что не знает, как их преподнести, либо потому что надеется что-то «исправить». Но никакими данными о подтасовках РегионСамара.ру не располагает. Поэтому, соблюдая презумпцию невиновности, объявим эти выборы честными. А подозрения оставим на долю наблюдетелей. Специалисты говорят о том, что суды и прокурорские «разборки» будут греметь еще долго после объявления окончательных итогов голосования.

Что же теперь с нами будет?

Пять лет назад протестное голосование привело на пост мэра Самары Виктора Тархова. В итоге Самарская область отвернулась от собственной областной столицы. «Справоросс» Тархов был вынужден выдирать силой каждую копейку вышестоящих бюджетов. И все это под постоянным информационным огнем со стороны единороссовской областной администрации. Мы намеренно отказываемся от рассуждений на тему того, хорошим Тархов был мэром, или нет. Но факт перекрытия кислорода для мэрии со стороны Белого дома остается фактом.

Наблюдатели задают вопрос, а не отразится ли такой итог выборов на взаимоотношениях Самары с федеральным центром? Президент Фонда социальных исследований Самарской области Владимир Звоновский считает, что нет. По мнению социолога, у Самары не настолько плохой результат голосования, как в других регионах. Поэтому, подвохов от Москвы ждать не следует. Однако некоторые граждане уже прощаются и с метро, и даже с Мундиалем. Кто прав, а кто нет – будет ясно совсем скоро. А сейчас пожелаем местным руководителям «ЕР» пережить провал на выборах без последствий для здоровья.

Дмитрий ЩИПАНОВ
schipanov@regionmedia.ru

 

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара