Новости

«Золотые» флешки

Почему Облизбирком решил, что «Безоткатным поставкам» нет места в госзакупках

Компания «Безоткатные поставки» обратилась в арбитражный суд Самарской области с требованием признать незаконными действия Избирательной комиссии Самарской области и аукционной комиссии. Предприятие не допустили к тендеру на поставку USB-накопителей для избирателей, которые 4 декабря впервые придут на выборы. По итогам аукциона устройства должны быть закуплены по цене в 350 рублей за единицу. Анализ рынка показал, что цена завышена почти в два раза. 

ОАО «Безоткатные поставки» направляло заявку на участие в аукционе по поставке флеш-накопителей для областного избиркома, но к участию так и не было допущено. Этот тендер вызвал целую серию вопросов у СМИ. Например, по условиям конкурса, требуется поставить «флешки» объемом 2 Гигабайта, не больше и не меньше. Объем, по современным меркам, очень небольшой. Сегодня накопитель с таким дисковым пространством найти-то сложно, да и «полезность» девайса вызывает сомнения. Впрочем, дареному коню в зубы не смотрят…

Удивила цена «подарка»: за 30 тысяч USB-накопителей избирательная комиссия готова была выложить 15 миллионов рублей. Простой арифметический подсчет говорит о цене единицы продукции в 500 рублей.

Бесспорно, можно найти желающих продать двухгигабайтную память и за 500 рублей. Но классические накопители со стандартным дизайном в розницу предлагают почти вдвое дешевле (там, где они еще остались). Стоит отметить, что по итогам аукциона цена контракта упала до 10,5 миллионов рублей. Одна «приманка для новых избирателей», таким образом, стоит 350 рублей. Такая цена находится уже несколько ближе к розничной, однако все еще превышает ее рублей на 100. Можно предположить, что разница формируется за счет типографских услуг. На «флешку» требуется нанести логотип избирательной кампании. Однако простой обзвон компаний, оказывающих полиграфические услуги, показал, что порядок цифр в данном вопросе совсем иной. Корреспонденту РегионСамара.ру типографии ни разу не назвали цифру выше 7 рублей за один логотип на одном накопителе. ООО «Арткуба» запросило 5 рублей за единицу продукции. Полиграфическая мастерская «Контраст», узнав тираж, готова была взяться за заказ по 2 рубля за один логотип. При нанесении полноцветной картинки (более «продвинутая» технология) печать стоила бы, максимум, 15 рублей за квадратный сантиметр. Таким образом, чтобы добиться увеличения цены на сто рублей, накопитель нужно, как минимум, позолотить…

На сайте госзакупок размещен ряд поучительных документов – запросы потенциальных поставщиков и ответы на них. В частности, кто-то из возможных участников конкурса (кто именно, в документах не уточняется) интересовался, может ли его компания поставить носители информации, скорость чтения/записи которых выше, чем указано в техническом задании. На это избирком ответил, что «при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в контракте». При этом через некоторое время был задан аналогичный вопрос — возможна ли поставка USB флеш-накопителей большей емкости (более 2 Гб). На этот раз мнение конкурсной комиссии радикально поменялось. «Товар должен иметь параметры и характеристики, соответствующие указанным заказчиком в техническом задании аукционной документации. Изменения в аукционную документацию не вносились, в связи с чем, поставка товара  с несоответствующими аукционной документации техническими характеристиками товара не предусмотрена», — сказано в ответе на запрос неназванной компании.

Как рассказал корреспонденту РегионСамара.ру исполнительный директор ОАО «Безоткатные поставки» Алексей Исаченко, в техническом задании изначально было много нестыковок.

— Способ «отсечения» неугодных поставщиков – невыполнимое техническое задание, — отметил г-н Исаченко. — После заключения контракта с «нужным» поставщиком никто уже не контролирует соблюдение условий технического задания. В данном конкретном аукционе госзаказчик указал торговые марки Kingston и Transcend. Размещая 2 торговые марки, госзаказчик исключил возможность для участника размещения заказа просто согласиться с условиями поставки… В качестве торговой марки производителя чипа указан Samsung, чипы под этой торговой маркой не производятся. Торговая марка чипа – «Samsung semiconductors».

Компания отправила запрос в головной офис Kingston о возможности поставки «флешек», соответствующих техническому заданию. Оттуда пришел ответ: это невозможно – под этой торговой маркой подобные флэш-накопители не производятся и не производились.

— «Безоткатные поставки» все же смогли найти полностью соответствующую техническому заданию продукцию – «флешку» торговой марки Apexto. Закупочная цена с учетом нанесения логотипа, как того требовала аукционная документация, составила 175 рублей за штуку, — заявил исполнительный директор участника аукциона.

Представитель компании настаивает, что по всем пунктам технического задания заявка ОАО «Безоткатные поставки» содержала конкретные показатели эквивалентности характеристик. Условия поставки «USB флеш-накопитель поставляется в индивидуальном полиэтиленовом или аналогичном упаковочном чехле, гарантирующем его сохранность при транспортировке, хранении и выгрузке» были дословно скопированы из аукционной документации. Пункт «совместимость» так же в точности повторял формулировку документа: «IBM PC или совместимые ПК с портом USB1.1 или выше»

Тем не менее, компании было отказано в допуске к аукциону с формулировкой «непредоставление сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Федерального закона 94-ФЗ, или предоставление недостоверных сведений: не указаны конкретные показатели совместимости, упаковочной тары, не указан срок поставки товара». При этом по словам г-на Исаченко, закон №94 представляет исчерпывающий перечень сведений о товарах и прямо запрещает требовать какую-либо другую информацию. Ни слова об упаковке там нет.

Компания обратилась в Управление федеральной антимонопольной службы по Самарской области. Заявка компании была рассмотрена 24 октября. Представитель заказчика настаивал, что формулировка условий поставки из аукционной документации «не указывает на конкретное значение показателя эквивалентности» по части упаковки и совместимости и портом USB 1.1. Проще говоря, полученная «копи-пастом» из технического задания формулировка, не удовлетворяет требованиям заказчика.

В итоге УФАС признала жалобу частично правомерной, оставив большую часть требований без удовлетворения.

— Текст решения УФАС должен был появиться на официальном сайте и должен был быть направлен «Безоткатным поставкам» в течение 3-х рабочих дней с момента вынесения решения, — заявил Алексей Исаченко. Однако по состоянию на 18:00 28 октября на официальном сайте zakupki.gov.ru размещена «филькина грамота» из двух абзацев не имеющих юридического толкования. В передаче факсом решения УФАС нам было отказано.

Стоит отметить, что текст решения антимонопольной службы появился на сайте ведомства в разделе «Решения» только после звонка РегионСамара.ру 1 ноября по соответствующему вопросу.

В самой избирательной комиссии отрицают возможность ангажированности аукциона. Как рассказал РегионСамара.ру пресс-секретарь избирательной комиссии Роман Романов,
когда вскрывались конверты с заявками, никто не знал, «кто скрывается под номером четырнадцать». Конкурс проходил анонимно. Г-н Романов добавил, что избирательная комиссия готова работать с любыми поставщиками «в рамках правового поля».

Добавим, что 30 тысяч экземпляров – весьма внушительный тираж для флеш-накопителей. И поставщика на такую большую партию облизбиркому нужно было поискать – ни один магазин розничной торговли не сможет оперативно обеспечить столь большую партию товара.

Впрочем, РегионСамара.ру удалось найти партию накопителей, полностью удовлетворяющим требованиям заказа. Тираж находится на складе в Корее, доставка до Самары заняла бы около пяти недель. При этом девайсы с учетом нужной упаковки и нанесения логотипа были готовы поставить по цене чуть менее 6 долларов за штуку. В пересчете на рубли один «сувенир» стоил бы чуть менее 180 рублей. То есть, почти в два раза дешевле цены аукциона.

Таким образом, остается непонятным, откуда взялись такие цены? 15 миллионов за контракт или 500 рублей за штуку по мнению избиркома. Откуда взял цену в 10,5 миллионов рублей, или 350 рублей за экземпляр победитель конкурса – некое ООО «Лидер». Кстати, по указанному фирмой юридическому адресу располагается жилой дом, в котором работает аптека и салон красоты. И, наконец, куда денется разница в пять миллионов рублей между госконтрактом и реальной стоимостью продукции?

Дмитрий ЩИПАНОВ
schipanov@regionmedia.ru

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара