Новости

Разия Нуркенова: «Я им сказала, что если они не выиграют, я их убью. И они выиграли!»

Женская команда «Крылья Советов» выиграла в первенстве России уже семь матчей из семи. Тренирует команду Разия Нуркенова, в прошлом игрок сборной России. В эксклюзивном интервью РегионСамара.ru она рассказала, какой вид спорта ей снится по ночам, какие она знает ругательные слова и почему опасно отпускать футболисток в национальную сборную.

«Мне до сих пор снится гандбол»

— Разия, расскажите, каким образом в вашей жизни вообще появился футбол?

— Раньше я жила в Караганде, есть в Казахстане такой шахтерский город. Там занималась сначала ручным мячом. После поступления в карагандинский педагогический институт мы с подругами организовали команду, которая участвовала в первом турнире на призы еженедельной газеты «Собеседник». Проходил он в Кишиневе. В то время женский футбол в СССР только начал появляться. Потом я участвовала в своей же команда «Караганда-Олимп». Хорошая была команда. Выступала за сборную Казахстана, сборную СССР. Это были 1988-90 года. А вообще началось все в 1987-ом году. Недавно мы отмечали его 20-летие. Когда, к сожалению, СССР развалился, я получила приглашение от Соловьева Александра Николаевича и Шажкова Виталия Валентиновича переехать к ним в самарскую команду.

— Это было немного позже, а до этого, почему выбор пал именно на футбол? Все-таки он до сих пор считается не совсем женским видом спорта.

— Типа экзотики?

— Что-то вроде того.

— Да нет, мы во дворе все время играли с ребятами. Я не помню ни одного дня, чтобы мы не гоняли мяч. Опять же, я занималась еще гандболом, поступила в институт и там нам попалась газета с объявлением о турнире в Кишиневе. Мы решили поучаствовать и пошли к нашему ректору с просьбой помочь нам это сделать. Потом я еще долго совмещала ручной мяч и футбол. После института я была назначена тренером-преподавателем ручного мяча, продолжала параллельно играть в футбол, но однажды мне мама сказала: «Доченька, давай уже не разрывайся и определись. Я вижу, как тебе важен футбол и не будет ничего страшного, если ты не будешь работать». Так я стала заниматься только футболом.

razia

— Все-таки он вам нравился больше гандбола?

— Нет, гандбол мне до сих пор снится. Ручной мяч – это очень красивая игра. Просто так сложились обстоятельства. Футбол – это было что-то новое и интересное и, может быть, какая-то детская мечта играть отдельно от мальчишек.

— Хорошо. Итак, вы приняли приглашение переехать в Самарскую область. Легко ли далось это решение?

— Нормально. У нас тогда практически вся команда была из Казахстана. Конечно, нам пришлось немножко привыкать, но у нас было очень много игр и нам было не до этого.

— Как ваша карьера продолжила развиваться уже в Самаре?

— Наша команда участвовала, конечно же, в Высшей лиге. В 1992-ом году мы стали серебряными призерами. Потом выигрывали «золото» в 93-м, 94-м. У нас была хорошая команда и хорошие руководители. У нас были все условия для тренировок, проживания, за что им огромное спасибо. Многие из наших девчонок входили в сборную России. Потом уже к нам приехали играть новые девчонки из Москвы, Украины. Все хотели играть у нас. Мы были одной из лучших команд в стране.

— Тогда каким образом, случилось так, что команду расформировали?

— Команда ЦСК ВВС является 4-хкратным чемпионом России, обладателем Кубка России, и призером многих международных турниров. Но так поучилось, что в 2004 году женская команда ЦСК ВВС прекратила свое существование.

— Как вам об этом сообщили?

— Я в то время уже не играла, а работала тренером, а в тот момент была в отпуске. Узнала об этом, когда вернулась домой. Но мы уже догадывались. Для нас это была очень неприятная новость, потому что мы отдали очень много сил и любви этому виду спорта именно в Самаре. У нас были свои болельщики. Может быть, я сейчас на себя много возьму, но такую команду нельзя было распускать. Надо было найти какие-то возможности, силы… это я сужу, как игрок.

«Проигрывать было бы для нас непорядочно»

— Когда вам объявили о роспуске команды, у вас не возник вопрос «и что мне теперь делать?».

— Все наши игроки разъехались по командам. Их с удовольствием брали в другие клубы. А я как тренировала девочек, так и продолжила это делать дальше. Меня эта работа устраивала и нравилась.

— Как ваша команда оказалась под крылом Виктора Развеева?

— Я объясню эту ситуацию. Игроки, которые сейчас выступают в первом дивизионе – это воспитанницы школы ЦСК ВВС. В прошлом году мы также участвовали в первом дивизионе. В этом году мы не смогли найти денег на выступление, поэтому я обратилась к Виктору Борисовичу Развееву.

razia

— Вы лично к нему обратились?

— Я сама к нему смогла бы пройти. Есть люди, которые переживают за нас и хотят, чтобы женский футбол в Самаре был. Они и помогли решить этот вопрос. Еще до этого мы обращались к Макееву (бывший генеральный директор «Крыльев Советов», прим. А.К.) с той же просьбой, но с ним у нас дела не пошли. А Виктор Борисович свое согласие дал, за что ему большое спасибо не только от меня, но и от девчонок и их родителей.

— Футболистки нынешних «Крыльев» это те же девочки, которых вы тренируете с детства?

— Да.

— Неплохо же вы их подготовили, раз они выигрывают матчи со счетом 6:0.

— Не надо забывать, что это зона «Центр-Волга». Нам еще предстоит играть в финале, где соберутся сильнейшие команды из Первенства России. Там нам уже будет очень-очень сложно, потому что там играют уже мастеровитые футболистки. Еще у нас в последнее время участились травмы.

— Судя по результатам вашей команды – шесть побед в шести играх вы практически уже забронировали себе место в финале.

— В финале мы точно будем. Только надо постараться выйти туда не с первого, а со второго места.

— Почему?

— Там уже распределено кто, в какой группе будет играть в финале – группа А и Б. Группа А достаточно сильная. Может получиться, как в прошлом году, когда мы попали в нее с первого места, и провели там очень много сложных матчей, и на все нас не хватило.

— То есть первое место нам лучше не занимать?

— Я поздно об этом подумала, но выходить и проигрывать было бы для нас непорядочно.

razia

— Все эти разгромы, которые вы устраиваете своим соперницам – это у вас такой высокий уровень или они совсем не умеют играть в футбол?

— Я бы так не сказала. Может быть, где-то тактически они не правильно действуют. Например, вот мы играли с Саратовом дома. Первый тайм – 0:0. У нас ничего не получалось. Что ни удар – во вратаря или выше, или перекладина. Но во втором тайме девчонкам самим это надоело и они поднапряглись. Если мы забиваем быстрый гол, нам потом легче играть. Там и голы начинают сыпаться. В том году мы учились защищаться. В этом учимся нападать. 21 октября нам предстоит очень сложная игра с командой «Мордовочка». Вообще они играют в Высшем дивизионе, а это ее молодежный состав, но с нами они, конечно же, будут играть практически основными игроками. Регламент позволяет заявлять 8 человек из Высшей лиги. Это будет интересно.

«У меня в руках был блокнот, и я им начала махать и говорить: «Блин-нафиг, если вы сейчас не выиграете, я вас убью!»

— Вы говорили, что ваша задача – выйти в финальную часть первенства России. А у вас есть задача выйти через этот турнир в Высшую лигу?

— Для того, чтобы выступать в Высшей лиги опять же нужны, как ни странно, денежные средства. Нам, как минимум, надо будет усилиться. С этим составом нам будет очень сложно там играть. Более того, нам будет сложно играть уже сейчас в финальной части Первенства. У меня есть несколько девочек 90-го года. Они работают, и посещать тренировки так, как положено не могут. Остаются только студенты и учащиеся. Зарплату мы сейчас не получаем и поэтому я не могут их заставить ходить на тренировки.

— После столь уверенных побед они у вас не расслабляются?

— Нет.

— Как вы их держите в тонусе?

— Они сами себя держат. Мы вместе друг с другом много-много лет и знаем все выходки и привычки.

razia

— Есть много историй, когда тренеры во время перерыва в раздевалке ломали мебель, матерились на игроков, если те проигрывают. У вас такие эмоциональные скачки бывают?

— Вроде бы я за собой такого не замечала, но был один такой случай, когда мы играли на первенстве России для 17-летних футболисток. Был матч за первое место, и я очень хотела, что бы девочки победили, и стали кандидатами в мастера спорта. После первого тайма мы проигрывали 0:1. Тогда мне пришлось в раздевалке немножко поругаться, мягко говоря. В итоге матч завершился 2:1 в нашу пользу.

— Помогло.

— Да, помогло, но они меня до сих пор подкалывают за те слова. Вне футбольного поля у нас очень теплые и дружеские отношения. Я выражаться совсем не умею, поэтому говорила какие-то нелепые слова, а они смеялись.

— Так что же вы такого им сказали?

— Как только мы зашли в раздевалку я их, конечно же, поругала, потом вышла оттуда и подумала, что нужно сказать, что-то уже не по игре. У меня в руках был блокнот, и я им начала махать и говорить: «Блин-нафиг, если вы сейчас не выиграете, я вас убью!». Потом я внесла изменение в тактику, и мы победили.

— У вас недавно произошло большое событие – одного из игроков вызвали в первую сборную России.

— Да, 18 октября наша Валентина Орлова получила вызов в национальную сборную России. Я всегда мечтала об этом. Да и какой тренер не мечтает о том, чтобы его игрок представлял главную сборную? Я рада, но в этом есть и свой минус. Туда приедут селекционеры, будут с ней разговаривать, манить зарплатой, еще какими-то условиями. Это уже не в первый раз происходит. Наших девчонок с 15 лет переманивают в другие команды. Но, несмотря на эти предложения практически все остались в команде. И Валя тоже вернется к нам, я в ней на 100% уверена. Просто не хочется, чтобы они ее там мучали, портили нервы.

Артем КУЗЬМИН

kuzmin@regionmedia.ru

 

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара