Новости

Федеральную сеть LTE в России можно построить за 1 год

Почему в России не принята новая концепция развития мобильной связи? Что мешает более быстрому внедрению новых технологий связи? Сколько стоит для абонентов отставание от мировых стандартов? Почему операторам страны выгодно объединиться для строительства сетевой инфраструктуры? Об этом «РегионСамара.ру» рассказал Геннадий Кирюшин, председатель совета директоров ОАО «СМАРТС».

— В конце прошлого года истек срок действия «Концепции развития в России систем сотовой подвижной связи общего пользования на период до 2010 года». Она была одобрена Государственной комиссией по электросвязи 29 ноября 2000 года. Взамен что-то принято?

— Нет, уже больше чем полгода отрасль работает без концепции развития. И новая не обсуждается. Ни на совещаниях, ни на конференциях фрагменты или детали будущей концепции для обсуждения не предлагаются. Значит, ни один из отраслевых институтов, которые должны заниматься разработкой таких стратегий, этой работой не занимается.

— Возможно, сегодня такая стратегия просто избыточна?

— Сразу подчеркну, что государственное регулирование отрасли связи никто не отменял. В этой ситуации как может быть избыточна «Концепция развития подвижной связи», которая позволяет всем участникам рынка четко понимать перспективы развития отрасли в стране? Знать планы властей в отношении отрасли. Особенно, с учетом того, что как раз в связи государство очень детально и жестко регулирует все наши бизнес-процессы, в том числе и внутренние. На мой взгляд, даже избыточно жестко, это регулирование уже давно мешает развитию бизнеса. Например, в мобильной связи очень сильно зарегулировано как получение частот, так и в целом оказание услуг связи.

Я думаю, что кроме как в России больше ни в одной стране нет такого количества всевозможных лицензий, которые нужно получать, чтобы оказывать услуги связи. Местная связь – получай одну лицензию, зоновая – другую, для телефонной связи через таксофоны требуется третью, связь через IP – еще одну. Этот список просто бесконечен.

Поэтому, если не будет документа, четко объясняющего перспективы развития отрасли, операторам просто невозможно планировать внедрение новых технологий. При этом именно в связи новые технологии – условие не только развития, но и выживания бизнеса.

Например, сегодня так и не прописано, какое оборудование и стандарты будут разрешены к применению. Все документы разбиты на отдельные куски и фрагменты.
Нет алгоритма и для оценки эффективности использования в стране национального ресурса — частотного. Нет даже законодательства о частотном ресурсе, как его использовать. Есть отдельные разрозненные нормативные документы.

— Если взглянуть на зарубежный опыт, как там сегодня устроено регулирование отрасли?

— Евросоюзом и странами СЕПТ (страны, заключившие соглашение о единых действующих льготных тарифах, The Common Effective Preferential Tariff, CEPT) очень давно, уже с 2006 года принята и внедряется  политика гибкого подхода к регулированию радиочастотного спектра. Это называется концепция WAPECS (Wireless Access Policy for Electronic Communications Services). Смысл политики гибкого подхода к регулированию радиочастотного спектра в том, что устанавливается принцип технологической нейтральности. То есть, у оператора нет ограничений на использование выделенного ему радиочастотного спектра только с помощью определенной технологии. В результате, сам оператор выбирает оборудование, которое, на его взгляд, наиболее эффективно позволит использовать выделенный участок спектра частот для оказания услуг. По-моему, такой подход логичен.

— Я правильно понимаю, что в России оператор не только очень долго получает разрешение на частоты, но так же и разрешение на то, с помощью каких именно технологий он имеет право оказывать услуги связи?

— Совершенно верно, именно поэтому я говорил о регламентировании и наших внутренних бизнес-процессов. Оператору вначале жестко прописывают, оборудование какого стандарта он может использовать, а затем он должен получить в регулирующих органах отдельное разрешение уже на конкретное оборудование конкретного производителя. Только после этого эту технику ему разрешат ввести в страну.

— Как это тормозит развитие отрасли?

— Мы разбазариваем время, внедряя новые технологии. Это уже национальное хобби, дружно навалиться и тормозить, чтобы нигде ничего нового не запустили. Пока эту проблему никому решить не удалось. Нужна политическая воля, чтобы привести систему к нормальному алгоритму работу.

— Россия — член Евросоюза. У нас возможно принятие идеи технологической нейтральности?

— Нам просто некуда деваться, в итоге рано или поздно такое решение будет принято. Но нельзя же вечно отставать, а мы уже опаздываем на 6 лет. Напомню, когда мы только внедряли стандарты GSM, наша страна во внедрении технологий двигалась одновременно с Европой. При внедрении третьего поколения связи мы уже начали отставать от мира. Сегодня эта тенденция продолжается – тормозится внедрение LTE. А самое главное, ограничивается возможность применения современных технологий самой большой группой операторов России — региональных операторов. То есть, ограничивается конкуренция.

— Предположим, завтра принцип технологической нейтральности внедрен. Что даст внедрение концепции WAPECS операторам и абонентам России? И в частности, региональным операторам?

— Мы завтра же начнем внедрять технологию LTE на своих сетях. Потому, что LTE обеспечивает самую высокую спектральную эффективность, другими словами, эффективность использования национального ресурса, частотного. В лучшем случае она позволяет обеспечить передачу 5 Бит на 1 Герц полосы. Пока мы можем достичь 1,5, максимум 2 Бит. То есть, эффективность использования частот возрастет в 2-3 раза в том же самом ресурсе. Мы получим принципиально другую эффективность бизнеса. Значит, мы можем существенно снизить цены на услуги. От этого выигрывают все: операторы на том же самом ресурсе с помощью оборудования, которое просто немного по-другому работает, пропускают больше информации. Значит, у них появляется возможность предлагать свой продукт по более низкой цене.

Поясню ситуацию наглядно. Недавно наши специалисты ездили в Швецию, где присутствовали при испытании возможностей оборудования LTE. Затем они пересчитали себестоимость 1 Мбайта информации при работе на таком оборудовании, получается 9 копеек. Сегодня в России в мобильных сетях ее продают, в среднем, от 1 до 3 рублей. Процесс снижения стоимости идет достаточно медленно.

— То есть, продавать мобильный Интернет абонентам можно будет примерно по 20-25 копеек?

— С учетом того, что необходимо окупать оборудование и получать прибыль, наверное, да. Вот во что обходится стране торможение чиновниками внедрения новых технологий.

— А сегодня какова себестоимость для операторов 1 Мбайта?

— Она зависит от ряда факторов и у разных компаний отличается. Многое зависит от объема оказываемых услуг. Думаю, себестоимость у разных операторов колеблется от 1 до 3 рублей. Сегодня в структуре доходов мобильная передача данных занимает все еще небольшую долю. Мы как раз и работаем над тем, чтобы эта доля увеличивалась.

— Если к этим новым технологиям будут допущены, например, только федеральные операторы, региональные будут обречены? Они экономически не смогут конкурировать с федеральными компаниями? Имея на старом оборудовании себестоимость 1 Мбайта даже в 1 рубль, невозможно конкурировать с компанией, у которой на новом она составляет 9 копеек. То есть, средний бизнес в этом сегменте умрет?

— Совершенно верно. Если будет принято такое решение, это будет означать установление в мобильной связи олигополии.

— Имея доступ к таким технологиям, региональные операторы смогут конкурировать с федеральными?

— Запросто. Мы и сегодня конкурируем, хотя ряд технологий нам уже недоступны, например, 3G. К ней допустили только операторов «большой тройки».

— Говорят, что процесс укрупнения в вашей отрасли неизбежен. Эффект масштаба бизнеса, доступ к западным финансовым ресурсам и технологиям управления операторами «большой тройки» все равно не оставляют вам шансов…

— В мире есть несколько схем организации конкурентной среды на рынке. В Европе изначально было небольшое число операторов, но при этом их количество увеличивается по мере совершенствования технологий связи. В США сразу была создана система, предполагающая работу максимального количества операторов. Поэтому в США темпы развития отрасли опережают европейские, соответственно, рынок самый емкий и поэтому европейский бизнес стремится входить на американский рынок. Сегодня там всем хватает места, и транснациональным, и небольшим компаниям. Есть даже клубные операторы связи, в которые можно попасть по рекомендации других членов, там оказывают особые услуги, это, по сути, клубы по интересам. А причина такого быстрого развития – создание условий для максимальной конкуренции.

— «Ростелеком», операторы «большой тройки» (МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон») и компания «Скартел» (бренд Yota) подписали соглашение о намерениях, согласно которого к 2014 г. Yota построит сеть LTE в 180 городах России. Затем эту сеть «Скартел» предоставит операторам «большой тройки» и «Ростелекому» для оказания услуг связи четвертого поколения под своими брендами. Взамен вышеназванные операторы должны будут приобрести по 20% акций компании «Скартел».

Впервые в РФ лидеры отрасли договорились вместе инвестировать в инфраструктуру новой сети 4G, чтобы затем предоставлять услуги на основе этой сети…

— К сожалению, текст соглашения недоступен, поэтому сложно его комментировать. Из того, что я видел в СМИ, непонятна цель такого соглашения и его перспективы. Если бы участники такого соглашения ставили перед собой задачу, например, максимально быстро построить в России сеть LTE, они должны были бы проинвестировать строительство, сразу купить свои доли и начать финансировать работы. Должно было бы прозвучать, как будет использоваться их уже имеющаяся инфраструктура. Чтобы не тратить время и средства на строительства рядом нескольких одинаковых вышек и не прокладывать параллельно несколько кабелей. Инфраструктура – весьма затратная часть строительства. Решить задачу максимально быстро запустить в России LTE можно намного проще. Если «Скартел» предложит любому оператору, уже имеющему свою инфраструктуру, при условии, что он пустит «Скартел» на эти свои сооружения, стать MVNO-оператором LTE (виртуальным оператором связи) и начнет эксплуатировать новую сеть сразу после запуска участка сети на конкретной территории. Для «Скартела» это было бы очень выгодно. Он не тратит деньги на создание в регионе новой инфраструктуры, а это всегда самые емкие вложения и самые большие временные затраты. Далее, действующий мобильный оператор, покупая у «Скартела» трафик оптом, уже гарантирует ему платежи. «Скартел» мгновенно получает деньги и сразу же загружает новую сеть трафиком. А действующий оператор, став MVNO-оператором и используя свою систему работы с потребителями, сразу доводит новые услуги до абонентов. В результате, в регионе не придется ждать завершения строительства всей сети в стране, а потом решения операторов выкупить свои доли в новой сети. И начала предоставления услуг.

С таким предложением мы планируем обратится к компании «Скартел». На мой взгляд, в этом случае они смогут очень быстро построить мощную сеть по всей стране. Скоординировав таким образом усилия всех игроков рынка сеть LTE можно построить за 1 год. От этого выиграют все.

Я бы лично вообще законодательно запретил строительство инфраструктуры для отдельного оператора. Сегодня рядом стоят несколько одинаковых вышек, на которых стоят похожие базовые станции, параллельно лежат одинаковые кабели. И разные бригады едут осматривать и ремонтировать оборудование, которое расположено поблизости друг от друга. Откровенно говоря, это разбазаривание денег и времени операторов, которое в итоге оплачивают абоненты. Все это оборудование можно легко установить на одну инфраструктурную сеть. Нужно организовывать несколько опорных операторов, которые строят сеть по всей стране, причем, используют и инфраструктуру друг друга. Они не должны оказывать услуг абонентам, их бизнес — эксплуатация сети.

Операторы, работающие с абонентами, должны законодательно получать абсолютно равный доступ к этой сети и конкурировать уже на уровне оказания услуг. Докупив индивидуальное оборудование и подключив его к сети инфраструктурного оператора, компания оказывает индивидуальные услуги. По единому алгоритму тогда должна предоставляться и услуга роуминга. В этом случае и начнется настоящая честная конкуренция между компаниями, предоставляющими услуги, а не компаниями, владеющими сетью. Эффективность использования сетей выросла бы многократно.

Управление этим процессом и было бы настоящим полем приложения усилий для регулирующих органов. Тогда в отрасли связи наконец-то начали бы эффективно использовать ограниченные национальные ресурсы, то есть, частоты. Пока они используются крайне неэффективно.

Справка о компании.
Группа компаний «СМАРТС» — крупнейший частный региональный российский GSM-оператор создан в 1991 году. В группу компаний (далее ГК) СМАРТС входят компании: ОАО «СМАРТС» (100%), ЗАО «Астрахань GSM» (100%), ЗАО «Волгоград-GSM» (50%), ЗАО «Пенза-GSM» (100%), ЗАО «Шупашкар-GSM» (100%), ЗАО «Ярославль-GSM» (100%).
Основные акционеры: члены семьи Геннадия Кирюшина (60,54 %),  Борис Скворцов (15 %), «ANGENTRO TRADING AND INVESTMENTS LIMITED» (19,97%).
Консолидируемая абонентская база ГК СМАРТС на 1 января 2011 года составила 2 503 739 абонентов.
Основные показатели ГК СМАРТС (консолидировано) за 2010 год:
Средняя ежемесячная выручка на одного абонента (ARPU) за 2010 год — 132,9 руб.
Выручка за 2010г. составила 5 млрд. руб.
Прибыль от продаж по ГК СМАРТС в 2010г. получена в размере 642,3 млн. руб. Значение показателя EBITDA по ГК СМАРТС составило 1,8млрд.руб , что соответствует приросту 27,4% или 390,7 млн.руб. по сравнению с 2009г. Показатель EBITDA margin по ГК СМАРТС в 2010г. составил 37% против 27% в 2009 г.
По ГК СМАРТС в 2010г. получена чистая прибыль около 370 млн. руб.

Ян НАЛИМОВ
nalimov@regionmedia.ru

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара