Новости

Элитные районы могут провалиться?

В последние недели «горячие» новости в Самаре напоминают апокалипсические картины – машины (порой вместе с водителями) уходят под землю, дороги после дождей превращаются в настоящие реки, а фешенебельные «элитки» нередко проседают или дают трещины. О том, что же происходит в нашем городе и как этого избежать корреспондент РегионСамара.ру побеседовал с заслуженным архитектором России, членом-корреспондентом Российской Академии архитектуры и строительных наук, профессором Ваганом Каркарьяном.

Ваган Гайкович, в последнее время очень много говорят о практике передачи памятников архитектуры и культуры в частные руки. Как вы считаете, насколько это применимо в Самаре?

— Вы знаете, такое впечатление, что государство начинает уходить от этой проблемы — оно не в состоянии сохранить все памятники, которые у нас есть. Но в случае передачи зданий в частные руки есть обременения, обязательства, которые владелец должен выполнять. Они должны иметь силу закона и соблюдаться, а не просто значиться на бумаге. Пока у нас такой дисциплины нет. Должен быть контроль за обременением, жесткие требования и наказания, тогда это можно делать. Потому что дом без хозяина–это дом без присмотра, а у семи нянек дитя без глазу. Но, пока у нас именно такая практика.

Некоторое время назад были отменены правила застройки и землепользования. В чьих интересах это было сделано и как отражается на развитии города?

— Были вопросы и к существовавшим до недавнего времени правилам землепользования. Правила землепользования — это юридический документ, он определяет возможности развития тех или иных районов нашего города. Но, к сожалению, они достаточно расплывчаты, что дает основания по-разному трактовать документ. Такое явление должно быть исключено, но город существовать без правил не может. Первое, что нужно сделать — это четко и ясно поставить вопрос об ограничениях высотного строительства и домов повышенной этажности в исторической части города, это непременное условие. Его надо соблюдать, потому что это нарушение приводит к транспортной и экологической проблемам, к дискомфорту, уничтожению памятников. Это требование надо выполнять, пока заинтересованные стороны не договорятся по новым правилам. Однозначно недопустимо строительство домов выше шести этажей в исторической части города, правда, мы кое-что уже там понастроили. Тут надо тактично закончить эту тему, чтобы не было островков разной этажности и не получилось «лоскутное одеяло» города. Проблем много, и чем скорее мы примем такое реальное решение, тем лучше.

Порой существует такое явление, как коллективный эгоизм жителей, когда не хотят, чтобы территория развивалась дальше. Как пример могу привести район Ботанического сада, детского парка, где находится Самарский государственный университет.

В свое время этот районе был определен как новый центр города Куйбышева, и он нужен не меньше, чем район Де-Фанс в Париже или Сити в Москве.

Район Госуниверситета может взять на себя роль центра деловой активности вместо исторической части города. Но сейчас там за высокими заборами располагаются одноэтажные дома, с курами и петухами во дворах. Это недопустимо для миллионного города, так что существует и такое явление – коллективный эгоизм жителей.

Археологи часто упоминают о том, что вся Самара расположена на карстовых породах. У нас возводят элитные высотки и другие здания, насколько это опасно?

— Вы знаете, я приехал сюда с совещания в мэрии, которые было по этому же вопросу. По вопросу строительства в тех уникальных случаях, которые, наверное, войдут в историю, когда провалились автомобили.

Могут ли провалы быть связаны с этим?

— Провалы именно с этим и связаны. Я был на совещании в мэрии, там говорилось о том, что мы небрежно относимся к карстовым явлениям. Самара стоит на классических карстовых образованиях, что приводит к провально-просадочным явлениям, у нас должно быть чрезвычайно осторожное, деликатное изыскание для строительства и так далее.

Можете назвать те районы Самары, которые эта проблема больше всего и затрагивает?

— Скажем так — почти вся Самара, но есть «линзы», отдельные районы, которых это касается больше всего – прибрежная часть города, склоны Волги и Самарки, отдельные районы. Но, в принципе, карстовые образования есть везде, но залегают на разной глубине. Особенно осторожно нужно подходить к прибрежной части города от улицы Ново-Садовой в сторону Волги.

Как сейчас можно бороться с этой проблемой, что вообще можно сделать?

— Нужно проводить очень тщательные изыскания, наверное, сократить этажность зданий, очень жестко проводить экспертизу проектов, потому то иначе через несколько лет мы можем опять столкнуться с подобными фактами.

Городские власти часто говорят, что ливневая канализация Самары не справляется в сезон дождей. В этой ситуации виновата ошибка разработчиков, особенности рельефа или же неправильные действия эксплуататоров?

— Канализация просто требует больших затрат и внимательной эксплуатации, внимания и развития. Этого, к сожалению, последние десятилетние не было — никто не обращался к проблеме с должным вниманием. Только сейчас город изучает проблему, она дорогостоящая, но заслуживает того, чтобы пристально и повседневно ей заниматься. При нормальном финансировании и уделении внимания ситуация изменится. Все коммуникации изношены практически на 100%.

 

Анна ШИПИЛИНА

shipilina@regionmedia.ru

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара