Новости

Настоящую причину крушения «Як-42» под Ярославлем не назовут?

Источник в авиапроме, близкий к расследованию катастрофы «Як-42» с хоккейной командой «Локомотив» на борту, сообщил «Московскому комсомольцу», что причиной этого авиационного происшествия стала ошибка пилотов, забывших отключить стояночный тормоз.

Источник утверждает: разбившийся «Як-42» начал выруливать на взлетно-посадочную полосу и разгоняться с включенным устройством. Мощность двигателей позволяет совершать движение воздушного судна по земле, а вот для взлета этого недостаточно.

Также источник поведал изданию расшифровку речевого самописца «Як-42», из которой следует, что непосредственно перед взлетом командир Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, мотивируя это плохим самочувствием.

Рычаг стояночного тормоза находится на месте командира, следовательно, он его и должен был отключить, но в момент передачи управления, предполагает источник «МК», пилоты о нем могли забыть и не обратить внимания на соответствующий сигнал на приборной панели (звуковым сигналом не дублируется).

Не исключено, что позже, когда самолет прошел точку отрыва от земли, они заметили свою ошибку и отключили «ручник».

Тогда возникает вопрос, почему экипаж принял решение продолжать взлет, а не применить экстренное торможение. Возможно, пилоты понадеялись на то, что им хватит длины ВПП, которая в аэропорту «Туношна» составляет 3000 метров. К тому же самолет стартовал с половины полосы, что не является «криминалом» для «Як-42», потому что самолету этой модели для взлета нужно всего 800 метров.

В результате борт взлетал уже с грунта, по которому проехал, по разным данным, от 400 до 650 м, однако и это не страшно. Но самолет не успел набрать безопасную высоту, зацепился за мачту маяка, который был установлен за пределами ВВП, что в итоге привело к разрушению лайнера.

Эксперт «Московского комсомольца», летчик-испытатель Сергей Кнышов в версию включенного стояночного тормоза верит с трудом.

– Это то же самое, что ехать на автомобиле с ручным тормозом. Если пилот видит, что не тот прирост скорости, самолет нужно останавливать… Впрочем, если командиру стало плохо во время полета, и на руководящих правах остался второй пилот… Я уже высказывал свои опасения по поводу такой ситуации. Если раньше второй пилот являлся без пяти минут командиром самолета, то при нынешнем уровне обучения и ужасающей ситуации в российской авиации в целом, второй пилот – это практически «ноль». Хочется верить, что к членам экипажа «Як-42» это не относится. В принципе, ситуация такова, что командир, даже зная, что на второго пилота положиться не может, ничего с этим сделать не в состоянии. У командира нет никакого административного ресурса. Вообще, уже давно на всех самолетах пора устанавливать регистраторы, которые бы фиксировали все, что происходит в кабине пилотов. Результаты были бы ошеломительными, уж поверьте мне. Впрочем, даже если установят, что пилот плохо летает, дальше то что? У нас нет никаких законов на этот счет, – констатировал специалист.

Последнее сообщение на сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК) от 12 сентября 2011 года свидетельствует, что техническая комиссия МАК по расследованию катастрофы самолета «Як-42» RA-42434, в котором принимали участие Росавиация и МЧС России, практически завершила работы по проведению полевого этапа расследования.

Возможно, сегодня будет сделано официальное заявление о причинах крушения «Як-42».

Однако, источник «МК» предположил, что по этическим соображениям истинная причина гибели 37 хоккеистов ярославского «Локомотива» названа не будет, поскольку жертвой катастрофы стали и восемь членов экипажа.

Ранее по теме:

Причиной катастрофы «Як-42» мог стать человеческий фактор

Алёна ДИДРИСОВА
didrisova@regionmedia.ru

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара