Новости

Конец света

reid19 августа в десятом часу вечера две «газели» свернув с Московского шоссе, остановились возле одного из продуктовых магазинов поселка Мехзавод. Открылись двери и из автомобилей выбрались наружу кинолог с собакой, два сотрудника спецназа Госнаркоконтроля в масках, несколько сотрудников полиции, три женщины в красно-белых майках и полтора десятка журналистов с камерами и фотоаппаратами наперевес. Зрелище было на загляденье. Немного посовещавшись, вся эта разношерстная толпа двинулась в сторону темных переулков и дворов. Люди опасливо и в то же время с интересом наблюдали за проходящей мимо них колонной.

Простым жителям Мехзавода волноваться было незачем – люди из «газелей» (в числе которых был и корреспондент портала РегионСамара.ru) были всего лишь участниками рейда «в места массового досуга молодежи с целью выявления фактов потребления психоактивных веществ и пропаганды здорового образа жизни», как говорилось в заранее разосланном Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков пресс-релизе.

Проще говоря, нашей задачей было искать тех, кто продает наркотики, кто потребляет их, кто пьет в неположенных местах крепкие алкогольные напитки, ну и просто продвигать в массы идею здорового образа жизни. Для последней цели у нас был серьезный запас значков и промо-ручек, которые мы должны были предлагать в обмен на пиво, тем, кто его пьет. Для всего остального у нас были два больших спецназовца и весьма добродушная с виду собака неопределенной породы по кличке Барракуда.

Кстати, три дамы в красно-белых футболках оказались вовсе не фанатами «Спартака», а членами Общественного совета при Управлении ФСКН. Именно они и повели нас за собой вглубь поселка Мехзавода.

***

Первое что бросилось в глаза – темные улицы. Дворы не освещал ни один фонарь. Споткнувшись несколько раз, некоторые участники рейда включили фонарики на сотовых телефонах. Стало веселее.

— Наши «клиенты», — сказал кто-то из группы.

Возле автомобиля с открытым багажником, откуда раздавалась громкая музыка, на лавочках сидело несколько человек и пили пиво. Вдруг стало очень светло – операторы включили камеры.

— Ты, с…а, зачем снимаешь? – сказал один из отдыхавших мужчин и бросился на оператора. Тут как тут оказался омоновец, одним движением руки остановивший возбужденного гражданина. Нет, он его даже не ударил, просто отодвинул в сторону, но этого оказалось мало.

Только речь зашла о составлении протокола на буйную компанию, как вдруг из дома напротив раздался звук бьющегося стекла, крики и чей-то плачь. Все дружно позабыв о компании с пивом ринулись к подъезду. Поднявшись на 5 этаж, мы обнаружили женщину, которая, что-то говорила, но смысл в ее словах было сложно разобрать. Вся красная, в слезах она рассказывала что-то о квартирантах, которые забаррикадировались в ее квартире и не хотели впускать ее на протяжении нескольких месяцев. При этом она все время тыкала пальцем в мужчину с виду кавказской национальности  и кричала, что во всем виноват он. Он же в свою очередь смирно стоял и слушал ее.

— Ой, а что это вы тут снимать меня будете? – вдруг опомнилась женщина. Увидев камеры, она заулыбалась и стала поправлять прическу. – А я тут в простом халате стою, непричесанная…

***

Зайдя в квартиру, мы обнаружили на кухне возле разбитого окна внутри еще одного мужчину с окровавленной головой, но, вроде бы твердо стоявшего на ногах.

— Что с вами случилось, кто вас ударил, кто начал драку? – стали допрашивать его полицейские и журналисты.

— Не помню, я ничего не помню, — отвечал он, морщась и потирая затылок, из которого сочилась кровь.

Толком так и не разобравшись в причине происшествия, журналисты стали покидать квартиру.

— Наверное, полку в холодильнике не поделили, — предположил кто-то.

Вдруг из той же квартиры раздался детский плач.

— Не беспокойтесь, в квартире остались полицейские, они уже вызвали подкрепление, — успокоили нас.

Определить номер дома и улицу так и не удалось – ни таблички, ни надписи с этой информацией в темноте разглядеть не удалось.

***

Мы прошлись еще немного по дворам, но все было тщетно.

— Обычно здесь собирается много народу, а сегодня что-то тихо, — оправдывалась Светлана – разведчица, на протяжении двух недель на свой страх и риск ходившая по ночам по Мехзаводу, готовя для нас «почву».

Мы свернули в сторону парка. На одной из остановок кто-то заметил шумную компанию. Подойдя ближе, мы обнаружили нескольких людей, среди которых была девочка, смотревшая на ноутбуке мультики. Пока она наблюдала за приключениями «мультяшек», ее родители, видимо в компании друзей пили пиво и водку. Один из мужчин был, мягко говоря, очень не трезв. Камеры вновь включились, осветив всю компанию.

— Так, что мы тут делаем, водку пьем? – спросил полицейский, но ребята попались сообразительные.

— А вы докажите, что это наше, – ответили они. – Бутылки здесь стояли, когда мы уже подошли!

— А тут и доказывать ничего не надо, все на лицо, — парировал страж порядка.

Подошедшие журналисты с камерами вновь произвели отрицательный эффект.

— Что вы за балаган тут устроили, что за маски-шоу? – продолжил возмущаться мужчина.

— А вы успокойтесь, гражданин, — попросил заместитель управления экономической безопасности департамента по вопросам общественной безопасности и контролю Андрей Чубек, — Иначе разговор сейчас пойдет по-другому — мы вас заберем, и будете в отделении уже оправдываться.

У «гражданина» на лице ходуном ходили желваки. Одного взгляда на него хватило, чтобы понять, что если бы не полиция и спецназ за спиной Андрея Шебеко, разговор бы быстро перешел в иную плоскость выяснения отношений.

Тем временем мама с ребенком убрала ноутбук и поспешила уйти от остановки подальше. Другой мужчина вроде бы тоже сначала сидевший на лавочке со всеми, встал и принялся доказывать, что он просто ждет автобус. При этом он тоже не унимался.

— Я такое только по телевизору видел, — смеясь, говорил он. – Это же надо, камеры, спецназ, бред какой-то.

— Вы считаете, что мы поступаем неправильно? – спросили у него.

— Конечно! – невозмутимо ответил он. – Я с работы пришел, имею полное право отдохнуть, выпить. Где мне это еще сделать? Дома? И это летом? У нас же здесь на Мехзаводе ни одного заведения нет. Вот рядом пиццерия, но там цены большие, я туда не пойду. Вы бы лучше кафе нам поставили, мы бы туда ходили.

***

В парке несмотря на полную темноту, сидело много людей. Практически все они что-нибудь пили, в основном пиво. Участники рейда не ленились, предлагали обменивать алкоголь на значки. К нашему удивлению многие соглашались, но чаще всего не из-за того, что их удалось переубедить, что пить – это плохо. Видя камеры и полицейских казалось, что они согласились бы на все, лишь бы их оставили в покое.

Однако нам удалось отыскать и тех, кто в тот вечер просто сидел на лавочке без намека на пиво или любой другой алкоголь.

Таким, например, оказался Эльмик Сейфулаев. Более того, он рассказал нам о том, что неподалеку на территории одной из школ есть место, где продают наркотики и там же колются. После непродолжительных уговоров он с другом согласился показать нам это место. Идти пришлось недолго, но путь наш опять пролегал через полную темноту.

— Было бы здорово, если бы у нас на Мехзаводе фонарей побольше поставили, вот это была бы помощь, — как бы между делом сказал Эльмик.

К искреннему сожалению некоторых журналистов, наркоманов нам встретить не удалось, однако в правдивости Эльмика сомневаться не пришлось. Возле ржавой трубы прямо на территории школы, на земле лежало несколько зеленых шприцов.

— А ты не боишься нам это показывать? – спросили у Эльмика.

— А чего мне боятся? – искренне удивился он. – Мне самому неприятно, что там, где я живу, происходят такие вещи. Я не против выпивки – выпивают все, в том числе и я по праздникам. Я против наркотиков. Я учусь на юриста. Проходил практику четыре года в Госнаркконтроле. Мне скоро будет 22 года, я уже мужчина и не должен этого бояться.

***

— Это последнее место, – доложила наша разведчик Светлана. – Оно самое оживленное в это время. Но сегодня тут почему-то тоже тихо.

Тихо было на самом деле. Хоть нам и показалось странным, что рядом на детской площадке несколько родителей сидели со своими детьми в двенадцатом часу ночи, но пока это не является каким-то нарушением. Лишь несколько мужчин стояли возле машин, и пили пиво. Обменять значки на алкоголь они наотрез отказались, как их не уговаривали.

— А с какой стати я должен вам отдавать свое пиво, – удивился он. – Вот вы бы мне отдали свою квартиру?

Желанием вступить в дискуссию возникло и у его приятеля.

— Почему пить плохо, а курить нет, вот вы же курите? – Обратился он к одной из девушек нашей группы.

— Нет, — уверено ответила она.

***

— Сегодня мы встречали самых разных людей, — начала подводить итоги рейда председатель  Общественного совета при Управлении ФСКН России по Самарской области Ирина Цветкова. – В основном это конечно молодежь, которая свободное время проводит на улице с бутылкой пива в руках, но были и нормальные ребята. Нам кажется, что они-то могли совершенно спокойно участвовать с нами в этом рейде. Я надеюсь, что ряды нашего общественного совета будут пополняться именно такими ребятами.

— Как успехи акции по обмену пива на значки?

— Кто-то легко расставался с пивом, кого-то приходилось уговаривать. То, что мы сегодня увидели, происходит оттого, что мы в последние годы стали меньше общаться с молодежью. Мы планируем проводить «открытые микрофоны». Нам бы хотелось услышать мнение молодых людей не только в вечернее время. Хотелось бы, чтобы между нами завязалась дискуссия.

— Это был первый подобный рейд?

— Это второй рейд. Первый проходил в микрорайоне «Солнечный» и там говорят, что стало значительно тише. Председатель ТОСа приехал к нам и попросил, чтобы мы еще раз прошлись у них. Поэтому хотим систематически проводить такие акции.

***

Мы возвращались к машинам. Два спецназовца явно скучая, о чем-то тихо разговаривали друг с другом. Но если они, сегодня хотя бы немного поучаствовали в рейде, то Барракуда с кинологом не понадобились вовсе.

Подходя в «газелям» нам встретился мужчина предпенсионного возраста, от которого за несколько шагов несло перегаром. Его сильно шатало из стороны в сторону. Молодая журналистка стала объяснять ему, что лучше не пить, что лучше заниматься спортом и вообще вести здоровый образ жизни, а потом просто так предложила ему значок.

— Не надо мне, — заплетающимся языком произнес он. – Я свое здоровье уже потратил в прошлом. Я просто встретился после работы с друзьями, мы выпили по 100 грамм…

— Только по 100 грамм? – уточнил я.

— Нет, — сказал он и засмеялся. – Но как же без этого?

И действительно, судя по тому, что мы увидели в тот день, видимо, для некоторых людей без этого действительно никуда. И с этим уже ничего не сделаешь. А вот поставить фонари, как справедливо заметил в этот вечер один молодой человек, и сделать поселок Мехзавод хотя бы таким образом чуточку светлее более чем реально.

 

Артем КУЗЬМИН

kuzmin@regionmedia.ru

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара