Новости

Сергей Лейбград: «Футбол в России начинает терять смысл»

Недавний скандал вокруг пляжного футбольного клуба «Крыльев Советов» и обращение главы Счетной палаты Сергея Степашина к Владимиру Путину с предложением сажать за проведение договорных матчей, заставили вновь обратиться к проблеме сговора в футболе. Корреспондент сайта РегионСамара.ru Артем Кузьмин взял интервью у ведущего телепередачи «Южная трибуна» и активного болельщика «Крыльев Советов» Сергея Лейбграда, у котрого узнал, чем отличаются договорные матчи в России и за рубежом, не пошутил ли Степашин и что общего между российским футболом и выборами.

— Добрый день, Сергей. Действительно ли масштаб договорных матчей в Российском футболе настолько серьезнее, что на это обращают внимание уже на самых верхних эшелонах власти?

— Договорные матчи в России проводятся столько же, сколько проводится чемпионат России по футболу. Они были и в советское время. Но последние 4-5 лет о них стали говорить очень много и громко. Тем не менее, ни одного маломальского расследования проведено не было. Вообще каких-то конкретных действий к тому, чтобы таких матчей в России не было, не происходит. Поэтому послание Степашина можно считать показным, таким театральным жестом. Об уголовной ответственности можно говорить, когда расследуются случаи такого сговора и наказание выносится соответственно содеянному, будь то подлог, обман или коррупция. Когда же ни один договорный матч даже не начинался расследоваться, смешно говорить о каких-либо наказаниях в принципе. Поэтому сначала должна появиться настоящая борьба с договорными матчами. До тех пор все остальное– демагогия.

— Но почему так происходит, притом, что странных футбольных матчей в России проводится действительно очень много?

— Договорные матчи в России носят несколько иной характер, чем договорные матчи за рубежом. Есть ощущение, что благословление на них дают сами футбольные власти. Поэтому и нет никаких расследований. Сколько бы ни кричали о таких фактах, будут только разговоры. Вот Мутко об этом откровенно говорил. Сейчас иногда говорит Фурсенко, но дальше разговоров не идет. Такова уж система российского футбола. В нем слишком велика доля государства, нет корпораций, политических игроков. Поэтому футбол становится псевдоинструментом социально-политических и экономических отношений.

— Так чем же отличаются российские договорные матчи от западных?

— Там договорные матчи носят экономический характер, где одна сторона платит другой. У нас же часто никто никому не платит. Сговор осуществляется на уровне владельцев клубов, а  иногда политических деятелей и даже региональных руководителей. Поэтому договорные матчи – это то же самое, что и фальсификации на выборах. И глаза на них закрывают по тем же причинам. Поражена вся система.

— В таком случае, реально ли доказать факт договорного матча?

— Конечно, реально. Для этого нужна серьезная политическая воля, независимый орган, который будет этим заниматься. Мы же видим, как это происходит в Польше, Италии, Турции. В турецком чемпионате сейчас проводится расследования по поводу команды-чемпиона. Ведутся перекрестные допросы, прослушиваются телефонные разговоры, выясняется вся цепочка. Возможно все. Этим просто нужно заниматься. Поэтому говорить о том, что это трудно доказать – смешно. Мировая практика, огромное количество скандалов, громких дел в футбольных и не очень странах, показывает, что эта проблема решаема. Может быть, сложно говорить о тотальном избавлении от нее, но то, что такие случаи можно максимально минимизировать, если их расследовать, доказывает европейский опыт.

— Как строго следует наказывать за проведение договорного матча?

— Самые главные договорные матчи у нас проходят в Премьер-лиге и в Первом дивизионе. Они носят, на столько постоянный и перманентный характер, что болельщики уже чуть ли не в каждой игре видят договорняк. Футбол от этого теряет свой смысл. Тут опять надо говорить об итогах расследований, которых нет. Это может быть понижение команды в статусе, перевод ее в более низкий дивизион, дисквалификация замешанных игроков и функционеров пожизненно – этого было бы достаточно. Уголовное наказание нужно вводить, только если конкретное нарушение повлекло какие-то серьезные последствия, вызвало эффект домино. Глубина наказания в данном случае вторичный вопрос. Когда факты договорных матчей вообще не расследуется говорить о наказании, тем более уголовном просто смешно. Кого наказывать – воздух?

— Вы становились свидетелями подобных матчей?

— Я знаю о таких матчах. Я их наблюдал.

— Каков процент таких матчей в футболе?

— Если за тур проходит примерно 8 матчей, то на 2-3 тура обязательно приходится один договорной матч. Т.е. 5-8 процентов таких игр совершается регулярно. Когда идет конец сезона, происходит распределение мест внизу турнирной таблицы, их процент возрастает.

— Как организуются такие матчи?

— Мы сейчас с вами занимаемся пантомимой. Надо понять одно, оттого, что их никто не расследует любые разговоры об этом, даже если ты знаешь или тебе кто-то об этом рассказал, ты не можешь произнести это вслух. На тебя могут моментально поддать в суд. И ты ничего сможешь доказать, потому что кроме слов и рассказов людей, которые в случае официального расследования скорее всего промолчат, у тебя ничего не будет. Но есть твердое ощущение, что о договорных матчах договариваются на самом высоком уровне. Иногда это руководители клубов, иногда регионов, а иногда крупных корпораций. Особенно сильно это ощущение касательно клубов из республик с Северного Кавказа. Для них это даже не сговор. Они думают «А почему бы и не договориться, если в этом регионе будет меньше угроз террористического характера?».

— Кто чаще становится фигурантами подкупленных матчей – футболисты или судьи?

— У  нас о том, что, к примеру, сегодня состоится договорной матч, знают и те и другие. Все мы, к сожалению, помним матч 2009 года «Крылья Советов» — «Терек» или «Ростов» — «ЦСКА», из-за которого «армейцы» судились с Уткиным. Скорее всего в сотворении нужного результата принимали участие все участники этих игр. Может быть, это не касается легионеров.

— Если рассматривать эти факты с точки зрения морали и этики, как может футболист, которого с детства приучали побеждать, сдать игру?

— У нас в стране сплошная коррупция и футбол в этом принимает самое активное участие, поэтому ничего удивительного в этом нет. Люди приспосабливаются к системе. Другое дело, как в этой ситуации можно говорить о привлечении болельщиков, об уровне конкуренции, о приглашении звезд мирового уровня. Мы видим, что последние пять лет посещаемость на стадионах падает, количество скандалов увеличивается, количество эксцессов на стадионах увеличивается. Договорные матчи приводят к деградации футбола. Они всегда были и в советское время, просто масштаб их в последнее время становится таковым, что футбол начинает терять свой смысл.

Артем КУЗЬМИН

kuzmin@regionmedia.ru

 

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара