Новости

Дмитрий Крашенинников: дороговизна гольфа – это миф

Президент федерации гольфа Самарской области Дмитрий Крашенинников рассказал корреспонденту РегионСамара.ru как можно заниматься гольфом дома, что же появится в скором времени в селе Старая Бинарадка и почему Овечкин тот еще лентяй.

— Дмитрий, расскажите все-таки почему именно гольф, c чего у вас началось увлечением этим не совсем обычным для России видом спорта?

— В кризис 98 года решил получить второе высшее, и уехал в Швейцарию в школу гостиничного и ресторанного менеджмента Cezar Ritz. Там познакомился с ребятами, кто играл, по соседству в Driving Range – это тренировочное поле. Я тоже попробовал, и мне понравилось. Там по-швейцарски было все демократично. Нам в городе выдали ключи, сказали, поезжайте и тренируйтесь.

— Сразу стало получаться?

— Да. Плюс хоть это и было тренировочное поле, но оно было швейцарским. Все было идеально подстрижено, прекрасный ландшафт. В общем, как-то зацепило. Дальше – больше. В Женеве познакомились с издателями журнала Golf Events & Spa. Они вытащили меня в пару клубов во Францию и в Швейцарию. Посмотрел, попробовал поиграть, и пошло-поехало. Купили у них лицензию на издание журнала. Издали в Москве пять ежеквартальных номеров. Так я втянулся потихоньку в бизнес гольфа.

— Говорят, что гольф – это игра для обеспеченных людей. Вы согласны с этим?

— Нет, конечно. Это чисто российское заблуждение. Наша конькобежка Светлана Журова тоже прикипела к гольфу. Она выступила на одном заседании спорткомитета в Думе и сказала, что надо развенчать этот миф. На самом деле гольф – это очень демократичная игра. Вот мой пример — набор моих клюшек, включая сумку для них и огромный чемодан для самолета куплены в американском секонд-хэнде за 250 долларов.

— Но ведь нужно еще поле, а егоаренда наверняка недешевое удовольствие.

— Тренировочный процесс можно организовать хоть дома.

— Вы имеете в виду мини-гольф?

— Я говорю о последнем ударе, который наносится уже непосредственно в лунку – он действительно напоминает минигольф, но все равно не совсем то. Что касается игры. Давайте сравним. Мы делали сравнительный анализ с теннисом. Гольфисту достаточно сыграть в уик-энд два раза. Игра идет для средней руки гольфиста 4-5 часов. Это 10 часов гольфа за 2 дня. Возьмите теперь час тенниса умножьте на 10 и сравните. Сюда поставьте амортизацию теннисного оборудования – перетяжка струн, кроссовки летят по несколько пар за сезон и так далее. Гольф получается не дороже, а чаще всего дешевле. Если, конечно вы не гонитесь за суперклюшками.

— С теннисом все понятно, а в сравнении с другими видами спорта?

— Хоккей тоже не дешевый вид спорта – аренда льда, амуниция и т.д. Так что это очень дискуссионный момент.

— Почему гольф в России на столько не популярный вид спорта? Почему о нем складывается столько мифов?

— Видимо от нашей закостенелости, которая тянется еще с советских времен. Как жили за железным занавесом, так и продолжаем жить. Вот у того поколения, которое постарше те времена продолжаются в головах. А на самом деле, куда бы вы не приехали, гольф – это локомотив туризма. Десятки миллионов человек в мире играют, беспрерывно перемещаются, загружают самолеты, загружают гостиницы, рестораны. Генерируются какие-то бешенные денежные потоки.

Есть цифра по США, что сегмент женского гольфа генерирует в сезон 10 млрд долларов оборота. Почему он не популярен в России – ну потому что нет предложения. Гольф хорош, когда он массовый. Возьмите любой другой вид спорта, тот же футбол. Почем он популярен? Потому что есть, где играть. Найти поляну для футбола проще, чем найти девять лунок, для которых необходимо порядка 30 гектар. Это немножко разны вещи. Тут нужна государственная политика. Шведы сделали у себя популярным гольф за 20 лет. Китайцы за 15. Надо просто подходить к этому всем миром, цивилизовано.

— Т.е. даже в Швеции, где климатические условия схожи с нашими, гольф стал популярен?

— Абсолютно точно. Это ответ скептикам, по поводу неподходящих в России климатических условий для гольфа. В Швеции приняли государственную программу. Они за 20 лет построили 50 полей. Это в Швеции, где население, если мне не изменят память всего 4 млн человек (на самом деле 9,4 млн, прим. авт.)

Как тогда быть с зимним периодом?

— А никак. Просто гольф по всему миру выстроен уже лет сто. Поэтому люди просто начинают перемещаться. В Испании круглогодичные поля, похожая картина в Италии, несколько таких полей во Франции. В Турции зимой работают все поля и достаточно дешево.

— Есть регионы в России, где гольф неплохо развивается?

— На сегодняшний день – это Московская область. Там уже порядка 5-6 объектов. Некоторые из них совершенно закрытые и по ним нет никакой информации. Но Москва со всем ее огромным населением, пробками и постоянным цейтнотом во времени – не показатель. Мы делали примерный маркетинговый расчет, что человек стартовав из центра столицы, доехав до Павелецкого вокзала, сев на электричку, доехав до Домодедово и вылетев в нашу сторону самолетом, потратит приблизительно столько же времени, что бы, например, добраться до гольф-клуба в Самарской области, сколько он потратил бы в Москве, чтобы добраться до Нахабино или до Дмитровки. Условно говоря, это те же самые 2,5 часа. Тут все сопоставимо. Есть единичные примеры – Ростовская область и Казань. В Питере при всех их возможности никак не построят гольф-клуб. Там есть один, в котором открывают по одной лунке каждый год. В гольфистских кругах это уже стало анекдотом.

— Стоит ли вообще развивать гольф в Самарской области?

— Мы делали небольшие служебные записки в министерство туризма и в министерство экономики и развития, что при нашем климате и при нашем ландшафте и при нашем рекреационных возможностях, если сейчас целенаправленно построить несколько гольф-клубов, мы можем очень хорошо вырваться вперед на рынке гольф-туризма.

Клиент будет – это неизбежно. Это показывает мировая практика. Мы общались с теми же швейцарцами. Они сказали, что еще в начале 90-ых у них не было ни одного гольф-клуба. Потом они решили строить. У них буквально за 15 лет появилось 50 тысяч зарегистрированных игроков. Для Швейцарии – это суперпоказатель.

— Это дело будущего, что сейчас есть в Самарской области для гольфа?

— Насколько я знаю. Зарегистрирован наш проект – гольф-курорт в Старой Бинарадке и задекларирован загородный гольф-клуб в Сырейке. Но у нас немножко разные подходы. Мы избрал стратегию на туризм. Если у них земля размежевана, и они идут по пути продажи и привлечения инвестиций, то мы идем по пути привлечения денег под цельный проект. Проектная часть у нас уже готова, разрешение строительства на первый этап у нас есть и в августе мы должны будем выйти на стройку.

— Получается, что-то уже появится – это факт?

— Полноценного объекта в этом году не будет ни у них, ни у нас. В следующем году, с очень большой вероятностью у нас откроется гольф-школа. У них, я предполагаю, должны заработать первые девять лунок.

— Кто финансирует ваш проект?

— У нас идет финансирование из частного, можно сказать, своего кармана и карманов партнеров – это предпроектная и проектная часть. Гольф-академию мы тоже, видимо, потянем собственными силами. Остальные расходы возьмет на себя инвестор, но я пока не могу его назвать.

— Общая стоимость проекта, оцениваемая в 1,5 млрд рублей не изменилась?

— Да, мы только что все пересчитали. Только эти полтора миллиарда – цифра, вокруг которой все и вертится – это стоимость активов на выходе. Это чтобы мы понимали разницу. Это не сумма инвестиций. Это то, сколько будет стоить проект с активами после запуска.

— Каким будет ваш проект?

— Давайте начнем сначала. Есть три типа гольф-полей или гольф-клубов. Частные, где люди сбросились деньгами и установили свои внутренние правила. Сколько они потратили, сколько они с этого получают, это уже никого не волнует. Есть другая крайность – муниципальный гольф. Он, как правило, делается очень дешевым, с целью дать доступ пенсионерам, студентам, малоимущим слоям и так далее. Там, понятно, хромает качество. Содержится это на муниципальные деньги. Я видел такой гольф-клуб в Малайзии – плачевное зрелище.

— По какому пути идете вы?

— Мы идем по третьему пути – это гольф-курорт. Там концепция туристическая. Этот вариант возможен за счет финансовых потоков, которые генерируют туристы, покупая игровой время, останавливаясь в гостинице, пользуясь услугами ресторана. Отсюда финансовые потоки, которые помогают окупить непосредственное содержание гольф-поля. Гольф-поле в нашем климатическом поясе не окупается. Это уже доказанный факт. Решение проблемы кроется в том, чтобы вывести на рынок и реализовать недвижимость, которая находится рядом с гольф-полем. Это общемировая практика. Подобная застройка получила название гольф-деревня. Их может быть несколько. Они могут быть разбросаны в радиусе нескольких километров, чтобы было удобно доехать на машине. В Сырейке тоже планируют строить гольф-деревню, но у них, насколько я знаю, не очень сильно будет представлен гостиничный сегмент. В чем-то мы с ними похожи, просто смещены акценты.

— Будет ли этот проект выгоден области в целом?

— Области эти проекты выгодны со всех сторон. Однозначно, что он капиталоемкий. Даже на стадии застройки мы получаем рабочие места, заказы у местных поставщиков стройматериалов. Дальше у нас штатное расписание под сто человек, т.е. сто рабочих мест мы обещаем создать. Соответственно зарплатные налоги, соответственно налоги с доходов, другими словами вся налоговая база, никуда от нее не деться. Третье – это здоровый образ жизни. Это популяризация, я еще раз подчеркиваю – гольф будет доступным. Опять же, существует общепринятая практика – дети до 12 лет обучаются бесплатно.

— А инвентарь, те же самые клюшки?

— Если родители сочтут нужным, чтобы у ребенка был свой комплект клюшек – нет проблем. Они его покупают, и он приезжает со всем своим. Если у нет этого, мы конечно не сможем предложить профессиональное качество, но какие-то клюшки он разумеется получит и будет играть и заниматься.

Еще один интересный факт с точки зрения демократичности гольфа. Одновременно могут играть тренер, папа, мама, и ребенок. Правила устроены таким образом, что расстояние, с которого вы делаете первый удар рассчитано так, что самый сильный игрок бьет с самой дальней точки. Соответственно идет сначала профессионал, потом папа, потом мама, и потом ребенок. Тем самым уравнивается этот первый удар, который и дает преимущество. Это единственный удар, где сила, точнее масса тела имеет значение. Дальше все играют на равных. Найдите мне еще такой вид спорта, и я вам пришлю бутылку шампанского. Такого вида спорта просто нет. Игры с мячом на открытом воздухе, где играют разнополые и разновозрастные игроки одновременно – нет.

— С проектом в Сырейке вы никак не связаны?

— Нет, никак. Но мы регулярно общаемся друг с другом. И они, и мы совершенно четко понимаем, что конкуренции на этом этапе не будет еще лет десять. По нашим прикидкам при 10-12 полях ее не будет вообще.

— У них тоже продолжается строительство, ничего не изменилось?

— Я только с утра сегодня разговаривал с ними. Идут работы, идет застройка. Какая-то часть работ вчера была выполнена. В этом плане они нас опережают, но в связано это с тем, что масштаб их и нашего проектов не сопоставим.

— Что будет у них?

— Гольф-клуб, гольф-деревня с несколькими микрорайонами.

— Что вы имели в виду под словом масштабы?

— Площадь, и количественно. Они крупнее гораздо. В нашем случае – это 50 га, с небольшой перспективой.

— Сколько на этой территории может одновременно заниматься человек?

— Площадь здесь не при чем. Есть понятие количества лунок. Оно кратно девяти – 9, 18 и иногда 27. Насколько я в курсе проекта в Сырейке, они заложили 90 лунок, это 5 полей. Увязано все будет так, что каждый год маршруты на 18 лунках будут меняться. По их задумке это должно вызвать интерес у туристов. У нас все скромно – 9 с перспективой достройки до 18. Есть такой формат игры – четверки встают на каждой лунке, судья стреляет из звукового пистолета и все начинают одновременно играть. Условно говоря, вы можете начать по жребию не с первой лунки, а с 15. Не имеет значения, вы все равно пройдете круг. В этом случае умножайте 18 на 4 – это 72 человека, которые играют одновременно. За световой день летом в таком формате можно отыграть два полноценных раунда.

— Вы сталкивались с непониманием людей, для чего вы вообще этим занимаетесь?

— Люди просто не понимают масштаб проектирования. Мы столкнулись с двумя сложными моментами. Во-первых, мы, как и все, попали в кризис, поэтому пришлось притормозить. На выходе, когда начали заканчиваться проектную часть, прозвучали голоса, что все это тянется слишком долго. Если пообщаться с любым архитектором, он скажет, что сделать проект планировки территории с генпланом на 50 га, быстро не получится. Во-вторых, договор аренды земли был составлен не очень корректно. Мы просим привести его в соответствие, и опять же находим непонимание. Но работе это не мешает. Просто такой юридический момент, который надо решить.

— С инвесторами легко удалось договориться?

— С ними никогда не бывает легко договориться. В кризис был один инвестор, который ушел. Сейчас вышли на несколько новых вариантов. Сейчас определяемся. Я думаю, что август станет определяющим.

— Что вы можете ответить людям, которые считают, что гольф – это хоккей для лентяев?

— Честно говоря, первый раз услышал об этом. Ну, смотрите. Игра длиться 4 часа. Если поднимете статистику в НХЛ и посмотрите, сколько играет за игру игрок уровня Овечкина, вы увидите, что в среднем эта цифра равна 25 минутам. Остальные сидят на лавке и выходят за матч по 10 минут. А здесь, извините, 4 часа. Эти гольф-кары, которые часто показывают в кино, они только в кино. На самом деле, это все проходится пешком. За один раунд гольфа, за 4 часа, человек в достаточно жестких ботинках (жара, дождь, ветер – не важно, игра идет) проходит порядка 10 км. Вы давно ходили 10 км? Со стороны конечно может казаться, что это легко.

— Удар и все, мяч полетел.

— Да, кажется, что это не напряжено. На самом деле очень сильное внутреннее эмоциональное  напряжение, потому что игра на счет. Если в хоккее вы по шайбе промахнулись, у вас всегда будет возможность в течение матча бросить еще раз, а в гольфе такой удар – это штрафное очко, а если потеряли мяч, то и два. В гольфе очень четкие, сложные и порой жесткие правила, поэтому цена ошибки очень дорога.

Артем КУЗЬМИН

kuzmin@regionmedia.ru

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара