Новости

«Булгария» «топит» самарские турфирмы

За последние годы историю нашей страны можно запросто отсчитывать по трагедиям национального масштаба — подлодка «Курск», теракты в столичной подземке и жилых домах, Беслан… Перечислять можно долго. 10 июля этот перечень печальных дат пополнился еще одним пунктом — крушением дизель-электрохода «Булгария» в Татарстане. На борту судна находился 201 человек, 122 погибли, из них 28 – дети. Только 79 туристов удалось спасти. Пока в причинах затопления «Булгарии» разбираются следователи, по всей России ведутся массовые проверки технического состояния речных судов, и эксперты подводят первые уроки трагедии. В том числе и в Самарской области.

— На Речном Регистре в Самарской области числятся 104 судна, комиссия проверила (на 21.07.) 33 из них, специалисты оценивали их техническое состояние, необходимые документы, безопасность, — рассказал и.о. заместителя министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области – руководитель департамента развития транспортного комплекса Константин Елфимов. – Приостановлена работа четырех грузопассажирских паромов из-за отсутствия необходимых правоустанавливающих документов.

Представители надзорных ведомств и, особенно, туроператоры настаивают, что неприятности сейчас коснулись именно грузовых судов, а не пассажирских. Если все суда в порядке и есть лишь небольшие нарекания, как же тогда могло случиться крушение «Булгарии»? И тут всплывает пикантная деталь – оказывается, это судно давно было на плохом счету у туроператоров, и они не спешили продавать на него путевки. По словам генерального директора ООО «Волга-Флот-Тур» Елены Борискиной, было бы удивительно, если бы с этим теплоходом ничего не случилось. Судно давно пользовалось дурной славой среди игроков туристического рынка, было ненадежным, там постоянно менялись туроператоры, а команда набиралась за неделю до выхода в рейс.

— В свое время туроператоры сделали все, чтобы не пустить «Булгарию» в Самару, поскольку все боялись подобного развития событий и не хотели брать на себя ответственность, — уверила Елена Борискина. – Хочу высказать мое сугубо личное мнение: сейчас мы не знаем реальную картину, но ведь кто-то контролировал выход этого судна и выпустил его?

Представители прессы полюбопытствовали, почему же о бедственном положении «Булгарии» стало известно a posteriori, а не до трагедии, унесшей десятки человеческих жизней. Правда оказалась предсказуемой — мешали цеховые предрассудки, туристические компании не могли «настучать» куда следует из-за корпоративной этики.

Надо сказать, что все эксперты в один голос утверждают, что очень многое в плавании зависит от капитанов и судовладельцев. Техническое состояние корабля может быть выше всех похвал, но это не 100% гарантия того, что он не зачерпнет воду при неумелом управлении. Именно капитан выбирает оптимальный режим движения и подход судна.

— Капитан единоначальник на судне и несет ответственность за безопасность лично, — рассказала генеральный директор ООО «Спутник-Гермес» Наталья Денисова. — Если судно несправно и погода плохая, то он не имеет права по регламенту выходить в рейс. Человеческий фактор сильно влияет, можно загубить и совсем новый теплоход.

Но есть и еще один аспект.

— С 20 августа прошлого года изменилась система — были отменены «Особенности стоянки судов», документ упразднили в прошлом году. Он обязывал судовладельца либо капитана предъявлять судно перед выходом в свой первый рейс, — пояснил начальник самарского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Волошенко. — До прошлого года все суда осматривались в затонах, а теперь судовладелец имеет право при наличии результатов комиссии выйти в рейс, не предъявляя судно органам надзора. Этот момент сыграл определенную негативную роль.

Однако есть суда, которым удается лавировать между проверками и осмотрами. Это так называемые «корабли-призраки». По словам директора Средне-Волжского филиала Российского речного регистра Юрия Старостина, состояние тех судов, что прячутся, вызывает опасения и не исключено, что их владельцы используют их в коммерческих целях для перевозки пассажиров.

А тем временем, пока различные ведомства ведут проверки, туроператоры подсчитывают убытки. Люди массово отказываются от речных круизов, видна тенденция к серьезному «проседанию» этого рынка услуг. Если на прошлой неделе речь шла о падении рынка в этом секторе на 30%, то нынешние прогнозы еще более безрадостны.

Например, 11 июля в Казанском речном порту был задержан для технического осмотра теплоход «Петр Алабин»-близнец затонувшей «Булгарии».Судно направлялось по маршруту Самара-Казань-Чебоксары-Самара, но путешествие было сорвано и туристов отправили домой на автобусах. Эксплуатация самого теплохода была приостановлена не неопределенный срок.

— Нам пришлось вернуть 1,5 млн. рублей за уже проданные путевки на «Петр Алабин», поскольку у людей настоящая истерия, — заявила генеральный директор ООО «Спутник-Гермес» Наталья Денисова.

И вот новый виток развития событий: туристической компании и их непосредственным клиентам придется устроить юридические баталии — по словам госпожи Денисовой, некоторые туристы решили защищать свои права в суде, ведь их безоблачный отпуск был сорван.

— Работая с речным флотом более 25 лет, я считаю то, что произошло с «Булгарией» — нетипично, — заявила Наталья Денисова. — Крушение «Булгарии» это большая трагедия, погибли дети, но это не значит, что нужно губить такое направление как речные круизы, подрывается доверие к туристическому бизнесу.

Представители туристических фирм уверяют, что они сами, в первую очередь, заинтересованы в безопасности круизов, и делают все возможное для предотвращения ЧП. Но страхи людей сложно назвать необоснованными.

— Сначала были просто звонки от отдыхающих, но теперь туристы отказываются от поездок каждый день, — констатирует генеральный директор ООО «Волга-Флот-Тур» Елена Борискина. – Кроме того, нам звонят родственники отплывших, когда теплоход задерживается при проверках. Судно может задержаться и по самой невинной причине из-за погоды, но люди все равно боятся. На прошлой неделе я считала, что рынок просядет на 30%, но сейчас эта цифра увеличивается. Все туроператоры оказались в одном положении.

Говорить о перспективах развития внутреннего туризма в России невозможно, не упомянув проблему обновления флота. Ни для кого не секрет, что новые теплоходы давно в России не строят, и хотя хозяева судов постоянно модернизуют их, от элементарного старения это не спасает.

— Нужно развивать судоходство и судостроение, мы рады, что об этом говорят, – заявила Елена Борискина. – Хотя мы следим за состоянием судов, они будут стареть, это неизбежно. А построить новый корабль сейчас стоит 40 млн. евро, ни у одного туроператора нет таких средств, окупаемость судна минимум 35 лет, а срок эксплутации — 50. Необходимо участие государства.

Представители различных ведомств не отрицают серьезность проблемы и говорят о развитии речного судоходства осторожно.

— Мы не планируем изымать документы судов, которые эксплуатируются в Самарской области, — сказал директор Средне-Волжского филиала Российского речного регистра Юрий Старостин. — Все зависит от судовладельца, захочет ли он участвовать в бизнесе и поддерживать корабль на должном уровне. Это затратно, но иного пути нет.

Представители регионального Минтранса, в свою очередь, особых проблем вообще не видят.

— Ну, наверное, люди успокоятся, ведь суда-то исправны, — убежден и.о. заместителя министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области – руководитель департамента развития транспортного комплекса Константин Елфимов. — В целом, перспективы речного туризма нормальные, никаких проблем не вижу. Сложности есть в любой деятельности. Со стороны государства есть видение – рассматривается проект создать должность капитанов порта. Этот человек будет контролировать каждое судно, куда оно ушло и в какой именно рейс, будем иметь все копии их документов у себя. Это наведет больший порядок.

Анна ШИПИЛИНА
shipilina@regionmedia.ru

 

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара