Новости

Сергей Гармаш поговорил с самарцами о жизни, искусстве и политике

Киноактер и актер театра «Современник» Сергей Гармаш в конце мая посетил самарскую филармонию. Вместо ожидаемого концерта Гармаш провел творческий вечер под названием «Всякому безобразию есть свои приличия». Рассказывал о том, как совершенно нечаянно поступил в театральное училище, о своих отношениях с театром, кино и Никитой Михалковым, поделился мыслями о российском образовании и интернет-культуре. 

— Вы не в первый раз в Самаре. Сложилось уже мнение о городе и его обитателях?

— Я приезжаю сюда уже в третий раз. В первый мы с Сережей Маковецким и Таней Догилевой играли «Лунный свет, медовый месяц». Второй раз, когда я проводил мастер-класс в Академии культуры и искусств на актерском факультете. Вот сейчас в третий раз приехал, но, наверное, приеду и в четвертый, чтобы как-нибудь посмотреть город. Потому что меня спрашивают, что можете сказать о городе? Да ничего, замечательная центральная улица, замечательная пешеходная зона, хорошая сцена в филармонии, но город надо смотреть

— Что Вам ближе, кино или театр?

— Это разные вещи, которые имеют только несколько общих моментов. Это переодевание, грим и заучивание текста. Все остальное очень разное. Очень. И то, чего я недобираю в кино, получаю в театре и наоборот. И получаю огромное удовольствие и от процесса, и от результата. Знаменитая актриса МХАТа Алла Константиновна Тарасова, у которой я учился, придумала вопрос, который потом стал в школе-студии методическим: чем слезы на сцене отличаются от слез в жизни? У нас на курсе все были умные-умные, но никто не смог ответить. А все просто. Слезы на сцене, будь они слезы над мертвой Джульеттой или слезами радости – они приносят и в том, и в другом случае удовольствие…актеру. Понимаете, каким бы тяжелым ни был спектакль, сколько бы ты не оставил своего веса на сцене за 2-3 часа, те пять минут аплодисментов придают смысл затраченной энергии. А в кино достигаешь момента удовольствия по другому. Казалось бы, там же нет зрительного зала. Не ходят же в кинотеатр, чтобы посмотреть на реакцию публики? Ничего подобного – там есть зрительный зал. Это то, что находится за камерой, это вся киногруппа. Это такая особенная штука и особенное удовольствие.

Обычно, в дорогу берут с собой что-нибудь почитать. Какую книгу взяли с собой в Самару?

— Я взял Ларса Кристенсена, роман «Цирк». Это такой скандинав, которого я открыл для себя полтора года назад, прочитав другую его книгу — «Полубрат». Это удивительнейшее произведение. Совершенно не похоже на привычную такую холодную и аскетичную скандинавскую прозу. Меня он очень впечатлил. Он всего лишь лет на десять старше меня, но очень известен в Европе и ему предрекают, что он вот-вот получит Нобелевскую премию по литературе.

— Вы помимо актерской игры в кино еще озвучиваете мультфильмы?

— Из мультфильмов озвучил пока только отечественный «Белка и стрелка» и два американских: «Рататуй» и «Монстры против пришельцев». А сейчас тоже недавно озвучил, но не мультфильм, а фильм с компьютерными нарисованными животными — «Мой парень из зоопарка». Это история о том, как парень, работающий в зоопарке, полюбил девушку и она не отвечает ему взаимностью. И тогда животные, делая для него исключение, начинают с ним разговаривать человеческим языком. Там есть такой персонаж — горилл по имени Бернард. Его я озвучивал. Пока еще не знаю, что получилось, но было интересно.

— Современная культура все больше уходит в виртуальное пространство. Как Вы к этому относитесь?

— Я для себя вывел такую формулировку, она называется правило двух нажатий. Для современной молодежи это очевидная проблема. Нынешний ребенок не знает различия между интернетом и библиотекой. Не знает отличия между багажом, который ложиться через два нажатия, и тем багажом, когда надо открыть книгу и найти там материал. А это различие огромное. Сейчас, чтобы ученику подготовиться, нужно в два нажатия найти, в два нажатия скачать, то дальше все в этой жизни хочется сделать также двумя нажатиями. И я вижу, как артисты молодые также учатся. Он снялся в сериале, увидел себя в титрах — все. Он сделал два нажатия и прекращает учиться.

— Может, дело в системе образования?

— Пора задуматься о реформе образования, которой у нас не было с 60-х годов. Я когда узнал год назад, приехав в Самарскую академию культуры, что на актерском факультете преподают экономику театра и маркетинг театра, а на сценическую речь только одно занятие в неделю, то я при всем институте сказал, что первое, что я сделаю, это расскажу министру культуры. Но получилось так, что раньше я встретил Владимира Владимировича Путина на благотворительной акции. И я рассказал ему. Потому что это, я считаю, вопиюще, такая открытая образовательная коррупция. А взять такие вещи как ЕГЭ, новые учебники и купленные за границей программы? На сегодняшний день это ничто! Надо срочно эту проблему решать. Надеюсь, что президент снимет этого министра образования, как он обещал недавно.

— За фильм Никиты Михалкова «12» вы получили сразу две премии «Ника» и «Золотой орел» за лучшую мужскую роль. Сейчас только что сыграли в «Утомленные солнцем-2: Предстояние». Что для Вас работа с Михалковым? Сейчас он многими воспринимается одиозной фигурой.

— Михалков, которого вы видите по телевизору и тот, который на съемочной площадке – это два разных человека. Представьте артиста, для которого бы Михалков был, как красная тряпка для быка, про которого он не мог покойно слышать. Если бы он волею судеб оказался задействован в картине Михалкова, то его бы хватил инфаркт. Потому что он не смог бы совместить свою ненависть с тем, что увидел. Михалков на съемочной площадке кто угодно, только не режиссер-постановщик: он друг, партнер, реквизитор, помощник оператора, но не возвышающийся над всеми лидер. В фильме «12» Михалков сделал то, чего никто никогда не делал. Он снял его последовательно, как в театре. А фильмы никогда так не снимаются. Снимают сегодня середину, завтра конец, послезавтра начало.
В «12» у моего героя был длинный монолог, в котором он рассказывает о своем сыне. Михалков предложил снять этот монолог сразу, без репетиций и с одного дубля. Я не отказался, но был уверен, что без дублей в кино обойтись невозможно. Михалков усадил всех за стол и попросил тишины. Потом он обнял меня за плечи и стал ходить по спортзалу, где шли съемки и рассказывал разные истории из жизни. Потом вдруг неожиданно перевел тему и объяснил, где моему герою нужно сделать паузу. Он сказал: не спеши, сиди, даже если у тебя текст вылетел из головы, скажи своими словами, но не вздумай остановиться. Потом опять долго рассказывал что-то смешное из жизни. Потом усадил меня за стол, попросил закурить и начал шептать мне что-то на ухо. Одним словом, Михалков шаманил. Когда начали снимать, я боковым зрением видел, как он согнувшись, крался за кинокамерой, которая во время моего монолога двигалась по рельсам. В итоге всего два дубля без каких-либо репетиций и вошли в картину. Для меня съемки у Михалкова стали курсами повышения квалификации.

— У Вас был замечательный музыкальный номер в фильме «Стиляги». Не думали начать эстрадную карьеру?

— Нет, знаете, я боюсь. Я умею играть на гитаре и знаю, например, очень много песен Высоцкого. Но это для кухни, для компании. А вот если начну профессионально петь… Пусть этим занимаются Юра Шевчук и Гарик Сукачев, которые это умеют делать. А когда я этим начну заниматься, то будет плохо. Так же как и если Гарик Сукачев будет на сцене играть — тоже плохо будет. Пусть каждый своим делом занимается. У нас вообще это проблема в стране. У нас половину Госдумы вообще нужно наручниками к комбайну приковать.

— Как и когда Вы отдыхаете?

— Я отдыхаю очень мало. Но иногда устаешь от такой жизни. Только в этом месяце было 3 поездки в Польшу, еще в Воронеж, сюда в Самару. Если честно, я отдыхаю на съемках. И хотя приходится по 12 часов работать, но там у меня нет дома, нет московских проблем, ничего нет. Так что там я отдыхаю.

— Что бы вы хотели изменить вокруг себя?

— Многое. Тут можно бесконечно перечислять. Мы живем в такой стране… Тут и образование, и медицина, и культура. Но мы живем по-прежнему по Ильфу и Петрову: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Поэтому, прежде всего, надо менять самих себя.

Марк Антонов
mark_antonov@regionmedia.ru

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара