Новости

Бакалавриат и магистратура: за или против?

На протяжении последних нескольких лет высшие учебные заведения по всей стране будоражила мысль об отказе от устоявшейся системы подготовки специалистов в вузах и перехода на новую, двухуровневую систему подготовки бакалавров и магистров. Сегодня уже установлены чёткие сроки – с 1 сентября текущего года нынешним абитуриентам не суждено стать «специалистами» — только бакалавр или магистр (исключение сделано лишь для некоторых специальностей). При этом первая ступень обучения, бакалавриат, займет у учащегося 3-4 года (в зависимости от специальности), тогда как вторая – магистратура – еще 2. Все желающие получить корочки магистра, также как и при поступлении на бакалавра, будут проходить конкурсный отбор и только по его результатам продолжать обучение. И только по окончании 6-летнего обучения магистр сможет поступить в аспирантуру еще на 3 года. 

Отношение к подобной инициативе законодателей в системе высшего профессионального образования варьируется от «плюса» к «минусу». Среди положительных моментов такого перехода выделяют то, что отныне российский диплом о высшем образовании будет котироваться за рубежом, а также то, что такая система дает студенту право выбора – продолжить обучение в магистратуре или же посвятить себя работе. Еще одним аргументом «за» называют и то, что теперь в случае, если студент в процессе обучения поймет, что это не та специальность, которую ему хотелось бы получить – он с легкостью может изменить вектор своего обучения.

— Для бакалавра продолжение обучения в магистратуре означает продолжение первого высшего образования. Получив квалификацию магистра по одному направлению, выпускник может пойти в магистратуру по другому направлению, чтобы получить второе и даже третье высшее образование. Таким образом, переход к двухровневой системе значительно упрощает получение второго высшего образования по сравнению с системой специалитета. В результате существенно возрастает степень гибкости в формировании профессиональных компетенций, необходимых для успешного построения карьеры, — говорит начальник отдела магистратуры СГЭУ Елена Кандрашина.

Однако в противовес апологетам новой системы есть и более негативные отзывы. Так до сих пор не решен вопрос с порядком отсрочки от армии для бакалавров и магистров. Помимо этого доценты и профессора задаются вопросом: кого мы выпустим под видом бакалавра? Какими компетенциями будет обладать этот «специалист»? Ну и под занавес финансовая сторона проблемы, ведь количество бюджетных мест в магистратуре вряд ли будет соответствовать спросу. Например, на протяжении нескольких лет в вузах Самары уже практиковалась обучение на «бакалавров» и «магистров». Студент, изъявивший в письменной форме желание стать бакалавром и подтвердивший это волеизъявление финансово, защищал бакалаврский диплом и по окончании 4 курса мог получить соответствующие «корочки». После этого он, как правило, продолжал обучаться на специалиста еще в течение года, а в дальнейшем мог поступить в магистратуру еще на 2 года. Однако здесь встает вопрос и о том, что некоторые специальности сейчас не предлагают бюджетных мест в магистратуре, оправдывая этот шаг тем, что ситуация изменится, когда двухуровневая система будет введена повсеместно. 

— Болонская система существует уже не год и не два и в принципе она не плоха и не хороша. Каждая страна в Европейском сообществе приняла ее, но при этом сохранила и свою специфику. То есть там эта система соотносится с теми требованиями, которое предъявляло общество к высшему образованию в течение многих лет, она исторически обусловлена. У нас же эта система как всегда вводится сверху и такое ощущение, что в отрыве от реальности, потому что не учитывается ни уровень подготовки учащихся в средней школе, ни запросы рынка труда. Выпустим мы бакалавров, а кто они и кому будут нужны как работники, неизвестно. По сути, я думаю, это все сведется к формальной своей стороне – будут разработаны учебные программы и планы, они будут утверждены, а на деле будут обучать тому же, чему обучали раньше, только в более сжатые сроки. Ведь главное в образовании – это не количество часов, дней, месяцев и лет, проведенных за партой, а то содержание, которое вкладывается в образовательный процесс, — прокомментировал кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории СамГУ Александр Окунь

 

Елена ФЕДОРОВА
fedorova@regionmedia.ru

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара