Новости

В Самаре завершены испытания робота «Глайдерон», который может проводить исследования на больших глубинах

Робот уже показал свою дееспособность во время обследования подводной части моста через реку Сок.

Перед жёлтой подлодкой, разработанной учёными Самарского политеха совместно с конструкторским бюро «Талисман» и научно-производственной компанией «Сетецентрические платформы», поставили задачу обследовать подводную часть опор железнодорожного моста.

Правда, для этого «Глайдерон» пришлось немного доработать. Во-первых, специалисты изменили конструкцию винтов, чтобы аппарат развивал большую скорость и лучше держался на волнах. Во-вторых, была изменена балансировка и улучшена маневренность аппарата. В-третьих, инженеры дополнили базу данных «Глайдерона» сведениями о железнодорожных мостах и бетонных конструкциях.

Новая версия программного обеспечения позволяет аппарату в полупогружном и подводном состоянии ходить в автоматическом режиме по выбранному маршруту и всё время придерживаться определённой глубины. Кроме того, «Глайдерон» снабдили специальным акустическим оборудованием, доставленным по спецзаказу из Жуковского.

Один день ушёл на подготовку оборудования и получение данных о территории исследования, два следующих дня «Глайдерон» по нескольку часов бороздил Сок. В результате специалистам удалось составить карту глубин и рельефа дна вблизи железнодорожного моста. Кроме того, было получено акустическое изображение самих железобетонных опор. Дефектов, представляющих опасность для дальнейшей эксплуатации моста, не обнаружили.

«Под водой обычные камеры не эффективны, так как чаще всего диапазон видимости в реках России составляет от 20 сантиметров до 2-3 метров. Акустическая полезная нагрузка позволяет видеть в реке Сок на глубине до 60 метров, – рассказывает инженер- программист регионального учебно-научного центра по проблемам защиты информации региона Среднего Поволжья РУНЦ «Информационная безопасность» Екатерина Пантелей.

Предполагается, при дальнейшей модификации «Глайдерон» станет менее зависимым от оператора: специалист сможет подавать ему команды удалённо. Для этого разработчики продолжат модернизировать программную часть аппарата и совершенствовать системы связи. Кроме этого, инженеры планируют изменить конструкцию лодки, чтобы сделать её более манёвренной на поворотах.

Сегодня традиционные подводные исследования гидротехнических сооружений, таких как дамбы, мосты, нефте- и газопроводы, достаточно дорогостоящи. Поэтому многие компании проводят их один раз в 5-10 лет. Как говорят специалисты, использование «Глайдерона» позволит ускорить сам процесс таких исследований и сократить расходы.

Для справки: «Глайдерон» ‒ это многофункциональный робот. С его помощью можно проводить исследование акваторий и прибрежной зоны, брать пробы воды, воздуха и грунта, обслуживать гидротехнические сооружения, транспортировать небольшие грузы и даже боеприпасы. Сейчас «Глайдерон» учится спасать тонущих: со временем он будет подныривать под человека и тащить его к берегу.

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара