Новости

Статус ученого в России непривлекателен

По информации Финам.инфо. авторы доклада о состоянии рынка труда в России директор Центра трудовых исследований ГУ ВШЭ Владимир Гимпельсон и заместитель директора Центра трудовых исследований ГУ ВШЭ Ростислав Капелюшников пришли к выводу – занятость в России неэластична.

В кризисные 90-е годы XX в. при падении ВВП на 40% численность работников снизилась на 15%, а в благополучные 2000-е экономика выросла на 85% (к уровню 2008 г.), тогда как занятость — всего на 7-8%. Пик безработицы пришелся на 1996 г., когда она превысила 10%, а с 1999 г. стремительно пошла на убыль (7,6% в январе, по данным Росстата). В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы безработица в России была более краткосрочной и распределялась по всем социально-демографическим группам, а не только по наименее конкурентоспособным (например, молодых специалистов), пишут эксперты.

Причина такой неэластичности — возможности работодателей практически свободно регулировать рабочее время и зарплаты служащих, отмечается в докладе. С середины 90-х годов прошлого века в стране упало число занятых, как и официальные зарплаты из-за возможности работодателей отправлять сотрудников в вынужденные отпуска и часть зарплат переводить на премии, которые в документах не числятся. Все больше насчитывается фрилансеров, которые по документам считаются безработными.
Еще одной проблемой, которая мешает рынку труда правильно развиваться – высокая неформальная занятость. Численность занятых в неформальном секторе постоянно увеличивалась. Сейчас она составляет около 20–25% от общего числа занятых, – сообщается в докладе. – Причем в неформальном секторе доминируют простейшие виды деятельности, занятость в нем является малопроизводительной и обычно не требует от работников высокой квалификации. Неформальная занятость сглаживает последствия кризисов, позволяет получить дополнительный доход уволенным работникам или тем, кто получает на основном месте работы маленькую зарплату, но одновременно она стимулирует очень много негативных процессов. Работники неформального сектора не имеют никаких социальных гарантий, теряют квалификацию, что в итоге приводит к деградации рынка труда. Слишком большой неформальный сектор приводит к люмпенизации общества, особенно среди молодежи.

Третья проблема рынка труда – низкая производительность. Как поясняют специалисты ГУ ВШЭ, специальный стаж российского работника составляет, по расчетам экономистов, семь лет против 10–12 в странах Западной Европы. Также очень высока доля «новичков» – работников со стажем менее года. В каждый момент времени на российских предприятиях примерно треть работников имеет специфический человеческий капитал, близкий к нулю с практически нулевой отдачей. Уровень оплаты труда на производстве зачастую ниже того, что можно заработать в неформальном секторе. Этот факт вызывает перетекание квалифицированных работников в неформальный сектор».

Неудивительно, что все большее число российских специалистов не хотят работать в своей стране и уезжают за границу.

Вот учится потенциальный производитель инноваций в университете и думает, кем пойти работать: молодым ученым на 10 тыс. рублей или продавцом на 40. И он либо пойдет продавцом, либо уедет на Запад. Не только из-за денег, сам по себе статус молодого ученого в России уже не привлекателен.

Игорь КОНДРАТЬЕВ

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара