Новости

Что творится с ценой на бензин?

В начале февраля 2011 года высшее руководство страны в лице премьер-министра Владимира Путина и ФАС РФ всерьез озаботилось стремительным ростом цен на бензин. Как сообщает «mail.ru», председатель Правительства РФ во время совещания «об итогах деятельности топливно-энергетического комплекса» неожиданно понял, что цены на бензин и дизельное топливо в России слишком высокие. 

ФАС России также рапортует о том, что цены на нефтепродукты в нашей стране завышены. Плюс создается искусственный дефицит на топливо. 

Объявленное в первой половине февраля понижение цен на бензин оказалось весьма своеобразным. По данным Росстата, средние цены на бензин по Самаре снизились на 0,4%, на дизельное топливо (ДТ) – на 0,7% (см. таблицу). Марка А-76 (АИ-80) вообще выросла на 0,3 %. Другими словами, снижение оказалось менее, чем скромным. А если посмотреть, как выросла цена с начала года, то в сообщениях о работе по снижению «рублей за литр» невольно усматриваешь больше популизма, нежели действенных мер: ДТ подскочило на 6,6%, АИ-80 – на 8%. АИ-92 и АИ-95 – на 0,4% и 1,5% по Самаре соответственно.

Что творится с ценой на бензин?

 

Не виноватые мы!

Так кто же виноват в сложившейся ситуации? Виноватым себя никто не считает. Точка зрения разных участников на рынке нефтепродуктов зачастую оказывается диаметрально противоположной.

В «Роснефти», в частности, рассчитывают, что усилия компании по снижению цен на нефтепродукты будут способствовать стабилизации ситуации на внутреннем рынке, а автомобилисты это оценят. Увы, но сами автомобилисты усилия нефтяников почти не заметили. 

— Снижение цен на бензин в Самарской области было, но незначительное. К тому же принятие нового закона, предусматривающего повышение транспортного налога (с 70 рублей на одну л.с. до 85 рублей в нынешнем году) лишь усугубляет и без того непростую ситуацию. В конечном итоге, это приведет к увеличению цен на перевозки, — комментирует ситуацию Сергей Григорович, председатель правления НП «Объединение перевозчиков «Поволжье».

Надо признать, что увеличение стоимости перевозок потянет вверх цены на все основные группы товаров, а значит, жить нам всем станет еще дороже. В том, что искусственная заморозка и снижение цен на бензин будут эффективными, сами автомобилисты верят слабо.

— Ситуация будет развиваться по старому сценарию: сперва цены немного сбавят, а потом опять поднимут, — уверен г-н Григорович.

Нефтяники придерживаются иной позиции

— Существенную роль в повышении цен на топливо сыграл также ажиотажный спрос на них в конце 2010 года в связи с предстоящим повышением акцизов на дизельное топливо. 
Дополнительно на рост спроса и цен существенно повлияли не спрогнозированные при принятии решения о повышении ставок акциза факторы. В частности: рост международных котировок нефти, рост потребления дизельного топлива для грузоперевозок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — рассказал нам пресс-секретать НК «ТНК-ВР» Дмитрий Сергеев

В то, что рост международных котировок нефти прямо влияет на розничные цены на нефтепродукты, верится слабовато. Еще свежа в памяти ситуация конца 2008-2009 годов, когда мировая цена барреля нефти рухнула со 140 до 30 долларов (почти в 5 раз!), а бензин на российских АЗС подешевел на 1-3 рубля. 

Источник в нефтяной компании, пожелавший остаться неизвестным, пояснил нам, что налогооблагаемая база, акцизы, пошлины для «сырьевиков» оказываются неподъемными, что вынуждает бизнес работать «в минус». Вдобавок, как отмечает комментатор, производственные мощности российских НПЗ сильно изношены, низкоэффективны и безнадежно устарели. И это приводит к росту себестоимости производства бензина, что, в конечном итоге, бьет по кошельку потребителя.  

Зарабатывают неплохо

По нашей оценке, отечественные нефтепереработчики, даже с учетом высоких налогов и иных сборов, все же чувствуют себя весьма неплохо. За три квартала 2010 года убыточными оказались лишь немногие из нефтеперерабатывающих заводов (см. таблицу). Маржинальная прибыль (т.е. выручка за вычетом себестоимости производства продукции) ряда НПЗ, представленных в таблице, оказалась внушительной. Суммарный показатель чистой прибыли НПЗ Самарской области превысил 5 млрд. рублей за рассматриваемый период. Да и слабо подтверждается версия об увеличении издержек при производстве бензина: в целом по рынку рост все же есть.  Однако отдельные компании, такие как «Уфанефтехим», «Новойл» и «УНПЗ», добились сокращения издержек при производстве и увеличили чистую прибыль (см. таблицу).

 

 

Что творится с ценой на бензин?

Вопросов в этой теме по-прежнему больше, чем ответов. Сказать однозначно, кто виноват в росте цен пока проблематично. На снижение налоговой нагрузки для нефтебизнеса государство вряд ли пойдет – наш Минфин сейчас всеми силами пытается закрыть прорехи в бюджете. Если уж малому бизнесу не снизили налоги, то что говорить про «сырьевиков»? Как формируется розничная цена на бензин? Этого ответа мы не получили. А ведь это, возможно, помогло бы снизить градус недовольства потребителя (при условии, что на стоимость бензина влияли бы факторы, не зависящие от производителей). А если мощности НПЗ изношены, то почему не проводилась модернизация? И будет ли она проводиться в ближайшее время? Как государство намерено решить проблему с ценами на бензин? Существуют ли кроме искусственного внешнего вмешательства другие способы повлиять на ситуацию? Может есть конкретная программа? 
Со своей стороны, мы склонны прогнозировать развитие пессимистичного сценария: искусственное удержание цен долго не продлится. Перед летним сезоном, скорее всего, будет очередной ценовой скачок – спрос на топливо возрастет. Удорожание топлива потянет вверх стоимость всех товаров и услуг. А сдержать все цены в современной ситуации не получится.

Дмитрий КРАВЧЕНКО

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара