Новости

Statoil: налоги России убивают «Штокман»

По информации Арктического информационного агентства, президент российского отделения Statoil Ян Хельге Скоген заявил заявил, что разработка Штокмановского проекта экономически неоправданна. По его словам, для реализации проекта нужны существенные налоговые послабления.

«Штокмановский проект требует создания с нуля всей инфраструктуры в Баренцевом море. Чтобы создать эту инфраструктуру, нужны огромные инвестиции. Такие инвестиции с учетом нынешней налоговой политики России делают проект экономически нецелесообразным», — передает слова Яна Хельге Скогена издание Oil & Gas Eurasia.

Эта очередной «фортель» норвежской компании, выкинутый в последнее время по поводу предстоящей разработки газового супергиганта. Еще осенью 2010 г после подписания проигрышного для России договора о разграничении морских пространств в Баренцевом море, эксперты высказывали предположения, что Statoil может покинуть Штокмановский проект в виду его повышенной рискованности. Гораздо более привлекательными в глазах норвежцах выглядят шельфовые месторождения «серой зоны», с легкой руки отписанные российским президентом современным потомкам викингов.

В январе 2011 г «масла в огонь» подлил Wikileaks, опубликовав подробности встречи главы Statoil Хельге Лунда с американским послом в Норвегии Барри Вайтом. В беседе с послом в декабре 2009 г Лунд пожаловался на серьезные трудности в реализации Штокмановского проекта. Как пишет норвежская Aftenposten со ссылкой на опубликованные материалы, Лунд, в частности, заявил, «что он очень обеспокоен коррупцией, при этом, по его мнению, ситуация становится хуже». «Лунд также подчеркнул, что иметь дело с таким партнером по Штокману, как «Газпром», равносильно ведению бизнеса с российским государством. Совсем по-другому выглядит ситуация в сравнении с компанией «Лукойл», с которой сотрудничает в Ираке». Кроме того, на встрече с послом, Лунд назвал среди недостатков Штокмановского проекта неразвитость местной инфраструктуры в сочетании с требованиями российского налогового законодательства, риск низких цен на природный газ из-за появления сланцевого газа, а также общие «политические риски».

Вместе с тем, оператор проекта Shtokman Development AG (24% принадлежит Statoil, 25% — Total, 51% — «Газпрому») продолжает твердить, что согласно ТЭО, проект разработки Штокмановского месторождения технически реализуем и рентабелен.

При этом компания уточняет, что реализация проектов со столь продолжительным сроком окупаемости, сопряженных с необходимостью развития инфраструктуры, требует специальных рамочных условий, в том числе особого налогового режима. Предоставление налоговых льгот масштабным проектам -принятая международная практика.

Так, в начале 2000-х в налоговый режим Норвегии были внесены изменения, повышающие прибыльность инвестиций для «новичков» на шельфе. В частности, льготный налоговый режим был установлен для проекта «Сновит» («Белоснежка») в норвежской части Баренцева моря. Осенью 2010 года налоговые льготы были обещаны проекту «Ямал-СПГ».

«Применительно к Штокману также целесообразно принять решения по предоставлению дополнительных льгот, направленных на компенсацию затрат компании на развитие инфраструктуры всего региона, так как она облегчит будущие проекты на шельфе и послужит стимулом развития Мурманской области», — подчеркнул представитель Shtokman Development AG. По его словам, компания в сотрудничестве с партнерами ведет диалог по этому вопросу с соответствующими государственными органами.

Комфортное налогообложение в прошлом месяце пообещал премьер-министр Владимир Путин и шельфовым проектам «Роснефти» и ВР в Карском море. Относительно Штокмана представитель премьера Дмитрий Песков отметил, что проект действительно сложный, но величина его запасов — залог коммерческой привлекательности. Однако он не исключил, что для этого Штокмана налоговое бремя также может быть снижено. «Это решение носит системный характер, и сейчас оно в стадии проработки», — отметил он.

По мнению начальника отдела инвестанализа ГК «Алор» Дмитрия Лютягина, участники Штокмана смотрят на общий тренд по смягчению налоговой нагрузки для отдельных территорий. И сейчас они прощупывают почву на предмет послаблений и для своего проекта. В принципе, Штокмановский проект может быть рентабельным даже без масштабных налоговых льгот, считает старший аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин. Главным условием для этого должны быть привлекательные цены на газ в Европе и СПГ в Азии. Но европейские клиенты «Газпрома» настаивают на пересмотре контрактных цен, а в Азии штокмановский СПГ может встретить серьезную конкуренцию с австралийским и ближневосточным поставщиками, отмечает эксперт. Естественно, для уравновешивания рисков столь глобального проекта участникам хотелось бы заручиться налоговыми льготами, сообщает deita.ru.

Игорь КОНДРАТЬЕВ

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара