Вчера 27 декабря в Самарском областном художественном музее открылась юбилейная выставка московского художника Юрия Маланенкова «Постоянство памяти». В экспозиции представлены 70 живописных работ созданные за последние 20 лет творчества. Грубые мазки, сумрачная гамма цветов и невероятно фактурная живопись. Полотна Маланенкова словно мерцают своей поверхностью. На небольшом натюрморте: рюмка водки, кусок черного хлеба и миска соленых […]
Вчера 27 декабря в Самарском областном художественном музее открылась юбилейная выставка московского художника Юрия Маланенкова «Постоянство памяти». В экспозиции представлены 70 живописных работ созданные за последние 20 лет творчества.Грубые мазки, сумрачная гамма цветов и невероятно фактурная живопись. Полотна Маланенкова словно мерцают своей поверхностью. На небольшом натюрморте: рюмка водки, кусок черного хлеба и миска соленых огурцов. Все просто, но присмотревшись через буквально полминуты начинаешь в воображении чувствовать кислый запах кадушки, остроту спиртового духа и мягкий расширяющий ноздри запах хлеба. Картина при всей своей аскетичности живет и дышит.Художник родился в 1950 году в семье сельского учителя и до 19 лет жил в деревне Ольшанка Смоленской области. Очевидно, быт и уклад родной деревни стал для будущего художника отражением жизнеустройства в целом. Отец имел странную для деревенского мужика привычку - выписывал журнал “Художник”, что было на пределе возможностей семьи, и Юрий Маланенков до сих пор помнит сильнейшие впечатления от просмотра журнала. Во многом это решило его судьбу. В 1980 году он окончил Московский художественный институт имени. Сурикова, мастерскую. Прирожденный пейзажист, он жаждет уловить неповторимое состояние природы, которое одновременно связано с вечностью. И сельские, и городские пейзажи, в том числе и Москвы, у Маланенкова не имеют примет нашего времени. Художник сам выбирает место, где он может быть наедине с природой. Маланенков явно любит неприхотливые мотивы - тема с сараями, покосившимися заборами им чрезвычайно любима. Художник пишет их, как Клод Моне, и в солнечную, и в пасмурную погоду, и они по мастерству выполнения стоят в одном ряду с полянами цветущих лугов, пейзажами деревень с маковками церквей на горизонте. Чем-то общей своей тональностью картины Маланенкова напоминает творчество выдающегося художника Константина Коровина. Та же энергетика, то созерцательное напряжение и при этом чувство покоя, при взгляде на полотна. И движение воздуха, созданное крупными экспрессивными мазкам, создающее настроение и эмоциональную атмосферу на картинах.- Я бы сказал, не что для меня искусство, а что я жду от искусства. Хочу, чтобы художники начали писать картины. Сейчас в моём понимании почти не осталось пишущих художников. Как хорошо было учиться в массе тех, кто, как говорили раньше «вмазать» умеют. Таких художников почти не осталось и это печально, - говорит Маланенков.В творчестве Маланенкова успешно сочетаются традиции передвижников с опытом французских импрессионистов. Очень большая удача, что в Самару приехала выставка настоящего наследника школы «старых мастеров», хотя сам художник увы не смог посетить открытие. Выставка продлится до 24 января.Илья ПОЛЯКОВ
Вчера 27 декабря в Самарском областном художественном музее открылась юбилейная выставка московского художника Юрия Маланенкова «Постоянство памяти». В экспозиции представлены 70 живописных работ созданные за последние 20 лет творчества.
Грубые мазки, сумрачная гамма цветов и невероятно фактурная живопись. Полотна Маланенкова словно мерцают своей поверхностью. На небольшом натюрморте: рюмка водки, кусок черного хлеба и миска соленых огурцов. Все просто, но присмотревшись через буквально полминуты начинаешь в воображении чувствовать кислый запах кадушки, остроту спиртового духа и мягкий расширяющий ноздри запах хлеба. Картина при всей своей аскетичности живет и дышит.
Художник родился в 1950 году в семье сельского учителя и до 19 лет жил в деревне Ольшанка Смоленской области. Очевидно, быт и уклад родной деревни стал для будущего художника отражением жизнеустройства в целом. Отец имел странную для деревенского мужика привычку — выписывал журнал “Художник”, что было на пределе возможностей семьи, и Юрий Маланенков до сих пор помнит сильнейшие впечатления от просмотра журнала. Во многом это решило его судьбу. В 1980 году он окончил Московский художественный институт имени. Сурикова, мастерскую. Прирожденный пейзажист, он жаждет уловить неповторимое состояние природы, которое одновременно связано с вечностью. И сельские, и городские пейзажи, в том числе и Москвы, у Маланенкова не имеют примет нашего времени. Художник сам выбирает место, где он может быть наедине с природой. Маланенков явно любит неприхотливые мотивы — тема с сараями, покосившимися заборами им чрезвычайно любима. Художник пишет их, как Клод Моне, и в солнечную, и в пасмурную погоду, и они по мастерству выполнения стоят в одном ряду с полянами цветущих лугов, пейзажами деревень с маковками церквей на горизонте. Чем-то общей своей тональностью картины Маланенкова напоминает творчество выдающегося художника Константина Коровина. Та же энергетика, то созерцательное напряжение и при этом чувство покоя, при взгляде на полотна. И движение воздуха, созданное крупными экспрессивными мазкам, создающее настроение и эмоциональную атмосферу на картинах.
— Я бы сказал, не что для меня искусство, а что я жду от искусства. Хочу, чтобы художники начали писать картины. Сейчас в моём понимании почти не осталось пишущих художников. Как хорошо было учиться в массе тех, кто, как говорили раньше «вмазать» умеют. Таких художников почти не осталось и это печально, — говорит Маланенков.
В творчестве Маланенкова успешно сочетаются традиции передвижников с опытом французских импрессионистов. Очень большая удача, что в Самару приехала выставка настоящего наследника школы «старых мастеров», хотя сам художник увы не смог посетить открытие. Выставка продлится до 24 января.