Новости

Выпускная выставка художников

В Самарском художественном музее открылась выставка работ выпускников живописно-педагогического отделения Самарского художественного училища.

Выставка под названием «Предисловие…» — ежегодная традиция студентов-пятикурсников учебного заведения. Десять выпускников постарались показать себя в различных техниках и жанрах живописи. Пресс-релиз задиристо сообщает «Само название «Предисловие…» предполагает, что молодые художники находятся только в начале своего пути в искусстве, проходят свои первые скромные шаги к профессионализму. Студенты стремятся  отразить естественную, живую красоту окружающего мира, изображая живописные уголки Самарского края…»

Представленные на выставку работы не повлияют на оценки, рассказали молодые художники. Раскаты звонного смеха участников выставки, поздравление однокашников с параллельных курсов училища, бойкие замечания и стесняющиеся родственник – в день открытия зал на первом этаже Художественного музея потерял свою привычную чинность. В суете толпы сложно отстраниться и вглядеться в картины. Но после некоторого внутреннего усилия приходит понимание, что вглядываться не во что.

Печально, что впечатление от увиденного в основном оправдывает ожидание искушенного подобными выставками зрителя. Пресный, старательный, но плоский и гладкий стиль превалирует на этом вернисаже. Глазу не за что зацепится. Все те же караваи хлеба полуукутанные в рушники соседствуют, с уже канувшими в лету, кринками грубой лепки на натюрмортах, бескрайние поля пшеницы уже «завязшие в зубах» на пейзажах и истончающиеся в своей бессмысленной невыразительности портреты, как будто написанные «через не хочу». На языке вертится слово «поделки».

И вот, чудо! Что-то зацепляет сознание своей неуместностью. Неброские, притулившиеся в углу небольшого, умещающегося в ладонь формата не то гравюры, не то фотографии. Образы выхваченные из темноты, словно плывут звуках джаза и лица, несмотря на кинематографическую точность изображения, растекаются, то к одному, то к другому краю в сюрреалистическую лужицу туши. Запах мокрого асфальта и звуки гудящего в ночи уличного фонаря начинают звучать внутри, когда приглядываешься к нескольким  работам из серии «Земля ночи».

Автор работ Динара Камзина,  девушка с ежесекундно удивляющимися глазами, одновременно открыто, но скромно рассказывает, что некоторые работы преподаватели «разворачивали» на экзаменах:

— Есть контекст училища, у нас все-таки преподаватели навязывают школу «передвижников». И вроде, ничего криминального, что мне нравится возрождение и барокко. Но получается, что мы в разных плоскостях.

Ярким пятном выделяется еще один уголок выставки, «Портрет поэта Александра Блока» на фоне полукруглого окна и «Арлекина» словно дрожит в какой-то нервной истоме. Утонченное, бледное  лицо высвечивается радужными мазками. А воздух струится призрачным светом декаданса.

И оказывается это снова работа Динары Камзиной. Десять выпускников из четырнадцати изначально набранных на курс теперь получат дипломы и смогут называть себя художниками, несмотря ни на что. И только у одно человека получается «зацепить взгляд». Как жаль, как жаль…

— У нас так получилось, что ушли как раз мальчики…Очень сложно и учиться и работать одновременно. И преподаватели не одобряют и очень выматывает. Я пробовала, но потом бросила. Расписывала в одной деревне церковь. Меня даже за алтарь пустили. Хотя женщинам там не положено находится, — делится трудностями студенческой жизни Динара.

Ежегодно, академия культуры выпускает десяток театральных режиссеров, которые после получения диплома никогда не выходят на репетицию, несколько десятков музыкантов не берущих ни одного аккорда после того как в последний раз переступили порог института… можно до бесконечности перечислять профессии, которыми после обучения люди уже больше не занимаются. Редким исключением являются художники. Видимо, если уж «чешется рука» рисовать, то видимо это навсегда. Грустно только от того, что видишь в наших художественных слонах. Разумеется, внутри есть какое-то сочувствие. Мол, нет у человека другой профессии. Вот и рисует. Зачем? Почему? Может, из него получился бы талантливый кондуктор. Или крановщик. Или менеджер.

А выставка в Художественном музее очень показательна. Очень интересно посмотреть, как на фоне художественной тавтологии выглядит настоящий талант. Переливы саксофонного соло и мягкое джазовое фортепиано звучат где-то в душе, когда смотришь на картины Динары Камзиной. Можно только поздравить Самару с тем, что появилась тонко чувствующая и трепетно передающая свои ощущения молодая художница.

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара