Новости

В поисках утраченных впечатлений

Тихим аккордом заканчивается бравурный год Франции в России. Вихрь из парижских и провинциальных театров, певцы, киноактеры и выставки, выставки, весь год, чуть не каждую неделю «Альянс Франсез Самара» угощал публику каким-нибудь зрелищем. И теперь, как все хорошее, год Франции подошел к концу. Мягким шопеновским финалом этой феерии кажется открывшаяся в Художественном музее на Куйбышева 92, выставка фотографий Жака Дюпакье «Путешествие по СССР 1956 -1964 -1975»

выставка

выставка

Взгляд Дюпакье на реальность необычен: он историк, академик французской Академии Политических и Моральных наук, демограф, научный директор Высшей школы социальных наук, марксист, член Коммунистической партии, автор множества книг и научных трудов.

В ходе работы над написанием энциклопедии о Советском Союзе и народной демократии —  книги, по его словам «призванной изменить взгляды Западного блока на Восточный», Жак Дюпакье в 1956 году впервые побывал в СССР. В 1964 году он совершил путешествие по Закавказью, побывал в Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республике. Позже он возвратился в СССР в 1975 году, составляя каждый раз фотоотчет из множества цветных фотографий. Дюпакье просто путешествовал по стране и фотографировал повседневную жизнь. За три своих поездки он увидел через призму любительского фотоаппарата Москву, Ленинград, Узбекистан, Кавказ, Кубань и Украину. Его снимки не заказные, в них нет официальности и ретуши. Интересно, что это именно повседневная фотография, которую мог бы сделать любой фотолюбитель.

Но, как всегда есть это «но». Когда смотришь на фотографии знакомых российских городов полувековой давности, чувствуется все-таки глаз иностранца. И даже скорее не иностранца, а исследователя. Как-то по-другому, иначе схвачен у Дюпакье и быт, и пейзаж.  Тут вроде бы и нет никакой яркой жизненной позиции: ни бичующей критики советской затхлости жизни, ни пламенного пропагандистского восторга, как это видно на других западных фотографиях того времени. Какая-то чистота фиксации, без стерильности, но и без всякого романтизма. Но от этого чувствуется пристальность, и пардон напряженная безмятежность на каждом снимке, будь это автобусная остановка или прогулка по Красной площади.
 
Парадокс: кадры Дюпакье — истинный репортаж, снятый дилетантом жизни советского общества в 1950-70-х представляет из себя разнообразную коллекцию фотографий, запечатлевших  жизнь в городах и селах: кадры из колхозного быта, рынки, работы в полях на зерновых комбайнах того времени, портреты крестьянок в косынках на жатве, а также фотографии переполненных сочинских пляжей и оживленных галерей ГУМа в Москве.

Кстати, у себя во Франции автор до сих пор признанный ученый. Снимки Дюпакье хранятся в архивах Высшей Школы Социальных наук в Париже.  

— На мой взгляд, по этой эпохе советского периода серьезная ностальгия и в России. и на Западе. Оттуда, из этого полувекового прошлого черпается вдохновение, его цитируют. Казалось бы, мы видим знакомый город на фото, но, как будто другой. Он вызывает другие ощущения.
Далеко не каждая любительская фотография  интересна. А Дюпакье интересен своим непрофессионализмом. У него стояли другие задачи. Но при этом его фото явно не лишены вкуса. Поэтому они интересны — они несут настроение, — поделилась заместитель директора по культуре «Альянс Франсез Самара» Светлана Сорокина.

Выставка открыта до 15 января. Сходить стоит и не потому что интересно увидеть «как жили тогда». Для этого достаточно открыть дедушкин фотоальбом. Интересно посмотреть «как это смотрелось». А такое можно увидеть только у Дюпакье.

 
Илья ПОЛЯКОВ

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара