Новости

Из уборщиц – в художники

В Художественном музее открылась выставка Екатерины Медведевой «Я люблю тебя!» Экспозиция посвящена детям. Такое ощущение, что они нарисованы дошкольниками. Яркие цвета, нарушение перспективы, аляповатые пятна композиции. Портрет скрюченной нищенки, улетающие в небо принцессы, икона с Иисусом, расшитая золотыми пайетками и масляная живопись по цветной бумаге. Будто кружок рисования проводит отчетную выставку за четверть. Но присутствие 73-летней художницы с одной стороны развеивает сомнения в авторстве, а с другой ставит новые вопросы.

катя медведева

медведева

А автор, между прочим, с мировым именем. На сегодняшний день, работы Екатерины, (сама она предпочитает, чтобы на афише стояло «Катя Медведева»), продаются на девяноста мировых аукционах живописи и предметов искусства. На парижской выставке в 1982-м году работы Медведевой соседствовали с картинами знаменитого Марка Шагала. Он тепло отозвался о начинающей тогда свой путь художнице: «Катя — это русский талант со своим почерком. Она также любит цвет, как и я». А один из последних именитых приобретателей её картин — сэр Элтон Джон.

— Ее картины продолжают традиции Пиросманишвили и Шагала. Как любому жаждущему нужно не только шампанское, но и вода, так и любому зрителю необходимо не только академическое искусство, но и не зашоренное, не зажатое рамками определенных правил, канонов требований. И только наивный художник, который не проходил академическую школу, может выразить свое видение мира именно так, — поделилась директор Художественного музея Галина Рябчук.

Когда смотришь на картины Медведевой приходит на язык словосочетание «наивное искусство». Но скорее подходит термин «ар-брют».

медведева

картина

По словарю: Ар брют (фр. Art Brut ) – искусство созданное непрофессиональными мастерами, которые как с общественной, так и с психической точки зрения являются маргиналами (душевнобольные, инвалиды, заключенные, чудаки — одиночки, медиумы и т. п.). Их работы несут в высшей степени спонтанный характер и практически не зависят от культурных шаблонов. Такое стихийное течение живописи, которое не считается с конвенциями правдоподобия, живописной перспективы и условных масштабов, не признает разграничения реального и фантастического, иерархии материалов. В качестве эквивалента в англоязычной литературе используется термин «искусство аутсайдеров».

Не менее удивительна биография автора. Художница родилась в 1937 году под Белгородом. В десять лет осталась сиротой, воспитывалась в детском доме. В 49 лет, работая уборщицей в Доме культуры в Кисловодске, она впервые увидела художника, писавшего картину, что вдохновило Катю на создание своего первого рисунка.

— Когда я сделала рисунок на другой день у меня самочувствие сразу стало таким: как будто у меня всю кровь вылили плохую и влили другую, свежую. Я стала замечать листочек, цветочек, весь мир. Все, отношения с людьми, все поменялось. Перерождение какое-то получилось, — рассказала Катя Медведева.

Геологические натюрморты и балерины, похожие на одуванчики, покосившиеся избушки, словно из конструктора и пластилина и наивные иконы, смахивающие на святотатство. Автор намеренно отвергает «правильное» рисование и реалистичность:

— Я не училась академической школе рисования. Я ненавижу эту школу. Она преступная. Потому что преподаватели очень много сгубили талантливых художников. Как видят, что он индивидуальность – ставят двойки и выгоняют из училищ! Разве так можно! А люди потом спивались, опускались, гибли. А меня бы, наверное, эти профессора вообще бы убили, если б у них училась! Я же все их законы академические в своих картинах ломаю. А соцреализм – это, вообще, занавес, который повесила советская власть. Тухлый, вонючий занавес от натуральной, реальной жизни.

В 1982 году в Москве состоялась её первая персональная выставка, на которой было представлено около 200 картин. Первая выставка была раскуплена за несколько дней. Немецкий дипломат Норберт Кухенке (тот самый который играл роль датского профессора в фильме «Осенний марафон» Георгия Данелия) стал одним из первых и постоянных её покупателей. В парижском Международном доме творчества хранятся 40 картин Кати Медведевой. С 1984 года художница приняла участие в сотнях выставках: в Дармштадте, Копенгагене, Чикаго, Париже, Нью-Йорке и многих других городах. На выставке в Ницце картины Кати Медведевой соседствовали с полотнами Марка Шагала и Матисса. Как говорит сама художница ее картины ближе западному зрителю:

— Меня Запад и открыл для зрителя. Видимо, они к страданиям относятся нежнее, чем наши люди. Потому что они не коммунисты. Они нас больше любят гораздо, чем мы друг друга. Они видят, что я вся соткана из страданий, я же не поддаюсь. Я не пускаю грязь жизни в картины. Потому что людям нужна чистота душевная. Почему сейчас так востребован примитив. Потому что в реализме сейчас везде «чернуха». Что пишет, этот Никас Сафронов? Вот висит афиша. Я же издалека вижу на что похоже…Сразу фальшью тянет.

медведева

В 2004 году состоялась выставка Кати Медведевой в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Она стала единственным российским художником, удостоившимся этой чести при жизни!

Но Медведева равнодушна к славе. Художницу интересует только живопись, она никогда не пишет «на заказ». При этом на выставке в Самаре нет картин старше двухлетней давности. Все расходится влет. Средняя стоимость наивных работ – несколько тысяч долларов. Описывать работы нет смысла – как можно описать то, что, в чем чувствуется искренность и высокая энергетика. Когда взрослый пытается рисовать по-детски – фальшь сразу видна глазу. У Медведевой же на полотнах слышно чистое звучание «внутреннего ребенка». Звучание как хор ангельских голосов. Выставка открыта до 12 декабря.

 

Илья ПОЛЯКОВ

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара