Новости

Какое будущее у российских инноваций?

В российском бизнес-сообществе растет пессимизм относительно политики модернизации и перспектив инновационного развития страны. По данным Росстата, всего лишь 4 % из числа опрошенных предприятий в марте 2011 года ожидают позитивных изменений в инновационной политике. Примерно 11 % скептически относятся к инновационным перспективам. (оценивались предприятия группы D «Обрабатывающие производства»). Скептицизм отмечается и среди предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых: 7% считает, что особых изменений в плане выпуска инновационной продукции в ближайшие три месяца не предвидится. Годом ранее таких было примерно 6 %. Подавляющее число опрошенных вообще не смогло внятно ответить на поставленные вопросы.

При всей относительности и субъективизме оценок, предлагаемых статистической службой, необходимость в скорейшем переводе государственной экономики с сырьевых на высокотехнологичные рельсы мало у кого из здравомыслящих людей вызывает сомнение. Ранее мы уже отмечали, что сырьевая ориентация нашей экономики делает государство беззащитным перед потенциально возможным новым кризисом. Но внешние угрозы – это только часть большой проблемы. Главная внутренняя проблема – это высокий износ имеющихся производственных мощностей на большинстве крупных предприятий страны. На предложенном нами графике видно, что в последнее десятилетие отмечается устойчивый тренд постепенного износа основных производственных фондов. На начало прошлого года средний показатель уже приблизился к 50 %. Выражаясь более понятным языком, это значит, что почти половина наших производств уже исчерпала свой ресурс.

Iznos oborudovanya
Любопытно, что крупный бизнес вроде как понимает, что необходимость в модернизации и использовании в производстве передовых разработок назрела и необходима для его дальнейшего развития. Опираясь на данные статистической службы, мы проанализировали основные факторы, тормозящие рост производства на крупных промышленных предприятиях. На предложенном графике видно, что вес фактора «износ или отсутствие необходимого оборудования» растет из года в год. Некоторый спад в 2009 году мы склонны объяснить влиянием кризиса на промышленное производство нашей страны. Тогда наиболее остро стояли вопросы «как выжить?», «где найти деньги?» и «как погасить кредиты?». Кстати, проблема износа производственных фондов в энергетической отрасли стоит особенно остро (см. график), что лишний раз подтверждает «эффективность» реформирования российской энергетической системы на протяжении последнего десятилетия.

Ocenki biznesa

Каким будет эффект от Сколково?

Почему же, несмотря на благое и абсолютно верное стремление первых лиц государства заняться модернизацией страны и развивать наукоемкие производства, инновационный сегмент у нас уже который год продолжает топтаться на месте? Примечательно, но когда государственные мужи и бизнес-элита, например, Китая собираются на какое-либо заседание, то основной мотив у них это – «Мы уже сделали, мы построили, мы запустили». У нас же это выглядит как «нам надо построить, сделать, запустить». Поэтому вполне резонный вопрос, на который мы пока сами достоверно не можем ответить – « а насколько наша элита готова к реальному развитию инновационной составляющей и хочет этим заниматься?» В этой связи опрошенные нами эксперты сомневаются в эффективности проекта «Сколково».

— Среди 70 % наиболее значимых изобретений более 50 % изобрели отдельные коллективы. У меня есть сомнения, что «Сколково» заработает. Решать эту проблему надо «снизу вверх», а не наоборот, — считает председатель общественного движения «За лидерство в инновациях» Эдуард Луценко

Уже сейчас в СМИ идет осторожная критика создаваемого аналога «Силиконовой долины в США». И, наверное, эта критика справедлива. Все-таки создание инновационных центров в Калифорнии – это стало лишь логичным этапом развития высокотехнологичных производств. В этой стране разработки начались как раз «снизу». У нас же все повернуто с ног на голову. В связи с этим у нас возникает вполне справедливый вопрос: какие наукоемкие изобретения сейчас разрабатываются? Смогут ли они переориентировать экономику страны с «сырья» на «высокие технологии»? И когда это должно произойти? Последний вопрос нам представляется очень важным, так как он отражает качественную сторону всего проекта «Сколково» и всей инновационной политики в масштабах нашего государства. Если качественные изменения произойдут лет эдак через 100, то можно ли считать данный проект эффективным?

— Перспективы у разработчиков инновационных продуктов, на мой взгляд, очень нехорошие. Инженеры, разработчики ведь все равно будут придумывать новые изобретения. Независимо от того, будет ли «Сколково» или нет. Ключевой вопрос здесь – где внедрять инновации? Куда разработчик пойдет со своим изобретением? – комментирует экономист-международник, бизнесмен и тележурналист Денис Литов

С подобным утверждением трудно не согласиться. Массовое внедрение отечественных разработок движется с «пробуксовками», регулярно натыкаясь на всевозможные препоны. Причем, немалая часть проблем связана с бездействием нашей бизнес-элиты. По мнению Эдуарда Луценко, «наш крупный бизнес пока не готов вкладывать средства в развитие инноваций, предпочитая работать на устаревшем оборудовании». Подобный тип мышления, что «надо выжать из имеющегося по максимуму» ущербен по многим позициям. Это означает, что, во-первых, при консервации ситуации в нынешнем виде торжественный прием России в ряды «банановых республик» обеспечен и долго стоять в очереди нашей стране не придется. Во-вторых – аварии и чрезвычайные происшествия на производствах будут только нарастать, что, в конечном итоге, может привести к большой техногенной катастрофе. Либо износ и устаревание оборудования достигнут такого уровня, что предприятие будет проще и дешевле закрыть. Сейчас заявления о необходимости перестать «кошмарить бизнес» и развивать высокотехнологичное производство двигаются параллельно с повышением налогов и прочими «подарками» от финансового блока Правительства. Может быть это отчасти и объясняет низкую заинтересованность некоторых представителей в активном внедрении передовых разработок у себя на предприятии? 

Помогут ли банки?

— Мы обращались в банки за поддержкой в финансировании наших проектов. Однако кредитные организации требуют от нас патенты. Мы же говорим –« у нас патента нет, но есть хороший бизнес-план» Патент, на мой взгляд, нужен только тогда, когда мы сможем наладить серийное производство, — уверен г-н Луценко. 

Наверное, уповать на финансовую поддержку банковской системы в этом случае бесполезно – кредитные организации в одиночку помочь инновационному сектору не смогут, да и вряд ли будут этим активно заниматься. Для них инновационные проекты сопряжены с множеством рисков.
 
— Основная сложность заключается в том, что при анализе проекта необходимо понимать, что рынка той инновации, которую предполагается коммерциализировать, еще не существует. Для этого нужны соответствующие знания и опыт, в которых наиболее компетентны венчурные фонды, по крайней мере, успешные, — рассказал нам вице-президент, директор департамента стандартных кредитных продуктов ОАО «Промсвязьбанк» Максим Мелихов.

— Причина, по которой банки отказывают таким предприятиям – отсутствие необходимой базы. При кредитовании предприятий малого бизнеса, банки предлагают стандартные продукты и подходы к кредитованию, которые основаны на понимании соответствующего сегмента рынка, изучении работы и опыте кредитования аналогичных предприятий. В данном случае такая база, необходимая для выработки решения, отсутствует, — развивает тему взаимодействия банкиров с разработчиками инновационной продукции управляющий ККО «Самарский» ОАО «Меткомбанк» Андрей Якименко.

Было бы желание

Но если вдруг произойдет чудо и наша элита внезапно решит вплотную заняться массовым внедрением передовых разработок на российском производстве, то перед этим знаменательным моментом неплохо было бы привести в порядок законодательную базу. Проблемы здесь существуют и не малые. Предлагаемый законопроект о господдержке инновационной деятельности в РФ уже сейчас вызывает неоднозначную оценку у юристов.

— Действительно уже давно назрела необходимость в качественном законопроекте, который бы позволил урегулировать данный вид деятельности. Но, мнение компетентных специалистов по поводу этого законопроекта не одинаково. Большинство считает этот закон пустой тратой времени и бумаги, не веря в его реальное использование и применение. Другие, напротив, считают его необходимым этапом развития инновационной деятельности, позволившим закрепить основные понятия, степень участия и поддержки государства участников инновационной деятельности. Я думаю, недостаточно принять закон, необходимо предусмотреть как он будет практически реализован, — пояснил нам вице-президент палаты адвокатов Самарской области Алексей Кокин

По мнению эксперта, между нормативными актами, регулирующими инновационную деятельность, иногда встречаются противоречия, которые приводят к неверному толкованию и применению правовых норм. Это отражается крайне неблагоприятно на процессе оформления прав на изобретение, т.е. на получение патента. Это влияет и на защиту нарушенных прав в суде, а судебная практика по защите интеллектуальной собственности вообще у нас только формируется и не является 100 % однообразной.

Не хотите сами – придут другие!

В том, что российские «технари-разработчики» продолжают оставаться лакомым куском для иностранцев, думаем, мало у кого вызывает сомнения. И то, что наш интеллектуальный ресурс продолжает оставаться объектом охоты для тех же здравомыслящих американцев и европейцев, — явление уже абсолютно нормальное. 

— Иностранные бизнесмены в сегодняшней ситуации придерживаются двух основных правил. Первое правило – «Пускай эти русские воспитывают гениев. Мы их все равно купим». Второе – «российские инновационные разработки все равно будем внедрять мы». Я прекрасно понимаю позицию иностранцев, — рассказал нам Денис Литов.

Эдуард Луценко солидарен с такой точкой зрения: «сейчас уже поступает множество заказов со стороны иностранных компаний, особенно со стороны немцев. Часто иностранцы удивляются и задают вопрос: а почему у вас не внедряются технологии?» В беседе с нами, г-н Луценко отметил, что, несмотря на всю плачевность ситуации в инновационной сфере еще находятся разработчики, которые хотят, чтобы их проекты были использованы именно на территории России. Они не хотят уезжать из своей страны. Они еще верят в то, что их деятельность когда-нибудь, да будет оценена государством по достоинству.

Дмитрий КРАВЧЕНКО
kravchenko@regionmedia.ru

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара