Культура

Иудейские войны. Часть вторая

8 сентября - ИА РС (РегионСамара): История с реставрацией синагоги в Самаре и конфликтом внутри еврейской общины получила продолжение

Корреспондент «РегионСамара» Мария КАЛЕНОВА встретилась с одним из претендентов на пост раввина Самарской области. Его зовут Шломо Дайч. Он рассказал, что «реставрация Хоральной Синагоги началась еще в июле месяце, при том только на собственные деньги еврейской общины. От министерства культуры РФ на реставрацию  синагоги нам не выделили ни рубля.

Сейчас там ведутся работы по восстановлению центральной стены и укреплению купола и колонн. Дело замедляет заказ специального кирпича. Ведь сто лет назад техника по его изготовлению была совершенна иная». Проблема в том, что восстановить здание в его первоначальном виде невозможно. При его строительстве не учитывалась отопительная система, гардероб и даже туалет (тогда он располагался на улице, — прим. Авт.). Но сейчас всё это необходимо установить в самом здании.

Кроме этого, министерство культуры не разрешает делать дополнительные выходы для пожарной безопасности, как этого требует служба «01». Эти проблемы и пытается урегулировать Шломо. Он утверждает, что на всю работу уйдет, как минимум, три года.

Раввин заявляет, что пятнадцать лет назад необходимости в синагоге просто не было:

— Не было тогда  общины, а значит, не восстанавливать было не для кого, и финансировать реставрацию было некому. Государственные власти тоже не торопились восстанавливать памятник архитектуры. Сейчас община развивается, есть спонсоры. На содержание синагоги потребуются как минимум пять миллионов рублей ежемесячно, — подсчитал Шломо.

Свою помощь в реставрации по мере необходимости не отказывается предоставить и Александр Борода, председатель правления федерации еврейских общин России. Александр Моисеевич утверждает, что главного раввина должны выбрать жители города. Но вместе с тем, другого претендента «на престол» кроме Шломо Дайча, он не видит.   

Факт

Шлома Дайч и Шмуль Вайс до сих пор не хотят ничего слышать о том, что бы сесть за стол переговоров. Одни винят во всем особенности национального характера, другие затянувшийся конфликт оправдывают сложной религиозной подоплекой. Впрочем, правом высказать свою точку зрения на страницах нашего издания воспользовался только Шломо Дайч. Другой раввин – Шмуль Вайс отказался от общения с прессой.

Справка «РегионСамара»

Самарская хоральная синагога — синагога в Самаре, построена в 1908 году. Архитектор — Зельман Клейнерман.

Ее возведение было  напрямую связано с ростом в городе еврейского населения. Развивающуюся Самарскую диаспору уже ни количественно, ни качественно не устраивали два имеющихся в городе молитвенных дома. Ходатайство евреев о строительстве большой синагоги было удовлетворено, и в 1903 году  была заложена большая синагога на 1000 мест.

На фронтоне здания появилась памятная доска, увековечившая имена тех, кому евреи Самары были обязаны открытием синагоги. Не только Зельман Клейнерман и его помощник студент института Путей Сообщения Р. Маргулис значились на ней, но и те, кто финансировал строительство.

Знаменательно, что финансовую поддержку строительству оказали и русские купцы и ремесленники, что свидетельствовало о благоприятном национальном климате в городе. Открытие синагоги стало праздником для города.

— 31 августа в 12 часов дня на Садовой улице происходило торжественное открытие и освещение построенного евреями молитвенного дома (синагоги). На торжестве присутствовали вице-губернатор Елецкий, городской глава Месняков, члены управы и масса публики. По совершению обряда освещения присутствующим на открытии были предложены шампанское и завтрак, — пишет Самарский «Городской вестник» .

В 1929 г. синагога была закрыта. В здании находился Дворец культуры, в дальнейшем — хлебзавод.

Регион Самара