Цифровая модель региона обеспечит турпоток в Самарскую область
В 2020 году Самарский регион посетили свыше 1,3 млн туристов, которые принесли в областной бюджет 8,3 млрд руб. Такие данные были озвучены в ходе встречи в пресс-центре «Самарского областного вещательного агентства» с участием руководителя департамента информационных технологий и связи Самарской области Константина Преснякова, руководителя департамента туризма министерства культуры Самарской области Артура Абдрашитова, директора самарского филиала МТС Александра Меламеда и руководителя направления «Цифровая модель региона» МТС Москва Ларисы Татаровой.
Несмотря на сложную ситуацию во всем мире из-за пандемии коронавируса, туристический поток был нестабилен, однако в прошлом году вклад туристов в региональную экономику вырос на 30% по сравнению с 2019 годом. По словам Артура Абдрашитова, рост финансовых трат напрямую связан с увеличением продолжительности пребывания туристов в регионе – теперь они в среднем проводят в области пять дней.
Настолько точные данные удалось собрать с помощью цифровой туристической модели Самарской области, разработанной совместно МТС и департаментом туризма. Цифровая модель построена на основе big data – обезличенные «большие данные» о перемещениях абонентов по региону. Так, данная информация позволяет сформировать тепловые карты о плотности и распределении групп людей в определенном месте в заданное время, установить социально-демографические и поведенческие характеристики пассажиропотоков, увидеть новых и повторных туристов, создать портрет туриста с основными характеристиками, включая уровень дохода, регион проживания, возраст, пол и т.д.
«Большие данные» позволяют вести более точечную работу по продвижению области, оптимизировать логистику. Так, зная города, из которых в регион чаще всего пребывают туристы, правительство принимает решения, какие направления открывать в рамках субсидированных авиарейсов. Такая практика уже внедрена в ряде регионов Урала и Сибири.
Как отметил руководитель департамента информационных технологий и связи Самарской области Константин Пресняков, развитость телеком-инфраструктуры является драйвером прогресса в отрасли туризма. Сегодня порядка 98% губернии сегодня охвачено сотовой связью. В этом году к связи подключат 99 населенных пунктов области с населением 150-200 человек в рамках проекта по устранению цифрового неравенства совместно с Минцифры России. В рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» к оптоволокну будет подключено 352 социально-значимых объекта.
«И операторы сотовой связи, и правительство региона учитывают при строительстве инфраструктуры туристическую привлекательность локации. Пример — гора Светелка. На ней были установлены вышки сотовой связи, но поскольку этот объект является памятником природного значения, чтобы не портить внешний вид, вышки решено было перенести в другое место в Шигонском районе. Сейчас этот процесс завершается. Другой пример — Самарская Лука. Малонаселенная зона, где, казалось бы, присутствие операторам сотовой связи невыгодно и коммерчески нецелесообразно, но с точки зрения тех туристов, которые туда приезжают, наличие сотовой связи необходимо. Здесь компания МТС является по сути локомотивом, достаточно эффективно сотрудничает с Правительством», — подчеркнул Константин Пресняков.
Директор самарского филиала МТС Александр Меламед также отметил, что при строительстве сотовой сети учитываются интересы туристов: «В последние пару лет мы стали задумываться о том, что сеть надо строить не только там, где проживает население — в городах и районных центрах, но и в тех местах, куда люди приезжают отдыхать. В этом году мы улучшаем связь на Проране, активно работаем в Винновке, в районе Молодецкого кургана. География нашей сети будет только расширяться, особенно с учетом данных, полученных с аналитической панели».
«Мы ставим перед собой цель увеличить количество цифровых сервисов для потенциальных туристов, чтобы пребывание на территории губернии для них было более комфортным и технологичным. Цифровизация отрасли туризма – еще и решение задач по безопасности. Это особенно актуально при развитии нашего наиболее приоритетного вида туризма — экологического. Прохождение ряда маршрутов связано с определенным уровнем сложности, возможностью заблудиться, и наличие хорошей связи нужно для обеспечения безопасности, — подчеркнул Артур Абдрашитов.
По словам Ларисы Татаровой, руководителя направления «Цифровая модель региона» МТС Москва, специалисты компании МТС также сосредоточены на цифровизации и других отраслей. «Большие данные» в том числе помогают оптимизировать расписание общественного транспорта, планировать социальную инфраструктуру в новых жилых районах, делать выводы о миграции населения.
«В 2020 году количество обращений от органов исполнительной власти за услугами, связанными с технологиями big data, увеличилось по стране в 2,5 раза. Руководители регионов и главы городов постоянно находятся в поиске решений по трем основным задачам. На первом месте — комфортная городская среда для населения. Вторая задача — привлечение инвестиций в регион. Третья — эффективность принимаемых управленческих решений и безопасность населения. Чтобы решить все эти задачи, очень важно оперировать полными и актуальными данными. В условиях постоянно возрастающей мобильности населения технология big data оказывается особенно актуальной и точной», — подытожила Лариса Татарова.