Развитие и возможности

Проект века размораживают

Областной минтранс возрождает идею моста через Волгу в районе Октябрьска. 

В 2011 году министерство транспорта Самарской области готовится начать проектирование мостового перехода через Волгу в районе Октябрьска. 

Возвращение к одному из крупнейших в регионе инвестиционных проектов (строительство потребует до 60 млрд рублей) связано с расчетами на федеральное финансирование и рисками для существующего сейчас переезда через плотину Жигулевской ГЭС. О возможности выделения средств на проектирование моста в районе Октябрьска уже в следующем году сообщил в минувший четверг министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Валерий Матвеев. Проект может стать самой масштабной стройкой в губернии. До сих пор по объемам финансирования к нему приближается только Кировский мостовой переход, общая стоимость которого оценивается в 12 млрд рублей. Оптимистично оценивать перспективы проекта Матвееву позволяет федеральный тренд увеличения ассигнований на дорожное строительство по всей России. Если в этом году произошло некоторое снижение сумм в связи с кризисом, то в 20112013 гг. они могут даже превысить докризисный уровень. В Минтрансе России утверждают, что в ближайшие три года объем средств, направляемых на содержание и строительство дорог, увеличится примерно на 60%. 

Бюджет федерального дорожного фонда в 2011 году должен составить около 377 млрд рублей, в 2013 году – 408 млрд рублей. Стоит также напомнить, что в 2010 году началась реализация федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России», которая рассчитана на пять лет, общий объем ее финансирования – примерно 13, 5 трлн рублей. Потребности регионов в субсидиях на строительство и реконструкцию территориальных дорог в рамках данной программы оценены в 440 млрд рублей. Валерий Матвеев подтвердил, что сейчас «есть вполне определенная тенденция по увеличению объемов бюджетных ассигнований, экономика начинает оправляться от кризиса, и нужно быть готовыми воспользоваться ситуацией». В связи с этим глава самарского минтранса подчеркнул: «Тянуть время здесь нельзя». В проект бюджета региона на 2011 год власти уже направили заявку на проектирование моста, так как наличие проектной документации – необходимое условие для начала переговоров о выделении федеральных средств. Само проектирование может занять до двух лет, после чего можно будет сразу приступать к строительству. Сроки строительства зависят уже от проектной документации. В то же время министр подчеркивает: «Самостоятельно нам этот проект не потянуть». Ориентировочную стоимость строительства моста он оценивает в 30 млрд рублей, с учетом подъездных путей и прочей инфраструктуры весь проект может потянуть на 50-60 млрд рублей. 

Доминировать при этом должно федеральное финансирование, уверены эксперты. По мнению Бориса Ардалина, возглавлявшего региональный минтранс в 2006-2007 годах, доля федерального бюджета в этом проекте должна составлять до 90%. Депутат Самарской губернской думы, член комитета по строительству и транспорту Евгений Серпер называет соотношение 70% к 30%. Вероятность включения нового моста в федеральную программу развития транспортной системы России довольно высока. Достаточно упомянуть, что проект мостового перехода через Волгу (в составе проекта «Автодорожный маршрут «Центр – Поволжье — Урал») включен в «Концепцию развития региональной транспортнологистической системы Самарской области на 2011-2015 годы». В свою очередь, транспортнологистические центры региона упомянуты в федеральной целевой программе. 

Энергетики трафик не потянут 

Вопросы строительства нового моста через Волгу в Самарской области обсуждаются не в первый раз. 

Пять лет назад был даже проведен конкурс по разработке обоснования инвестиций в строительство западного направления «Центральной» и моста через Волгу. Победителем стало ОАО «Самарадорстрой» (группа «СОК»). В феврале 2005 года Правительство РФ включило строительство моста через Волгу в районе Сызрани в подпрограмму «Автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы России». Однако через три года проект был заморожен ввиду кризиса и отсутствия средств. Сейчас вопрос вновь стал актуален не только в связи с возможностью нового финансирования. По сути, сейчас в Самарской области вовсе нет автомобильного моста через Волгу. Есть только приспособленная для движения транспорта плотина Жигулевской ГЭС. До недавнего времени это не вызывало каких-либо вопросов. Однако после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, унесшей жизни нескольких десятков человек, энергетики стали более жестко относиться к вопросам безопасности. Теперь уже не исключается возможность закрытия движения для автомобильного транспорта по плотине, если в результате каких-либо исследований выявится, что нагрузки от него повышают риски для сооружения. При таком развитии событий Самарская область может вовсе остаться без проезда через Волгу, и транзитный автотранспорт вынужден будет искать альтернативные пути в других регионах либо пользоваться другими видами переправы, которые отличаются значительно более низкой пропускной способностью, нежели автомобильная дорога (паромы и т. п.). Директор архитектурно-проектной мастерской «Рекон» Игорь Галахов подчеркивает, что сейчас плотина ГЭС перегружена транзитным транспортом, а новый мост мог бы избавить ее от него. 

Игроки готовы 

В России работают не более 10 компаний, которые могли бы спроектировать новый мост через Волгу. 

Как правило, все они связаны с теми или иными строительными группами, соответственно, наиболее вероятен сценарий, при котором тот, кто спроектирует объект, и будет принимать участие в освоении бюджетных ассигнований. Три потенциальных участника борьбы за подряды имеют явную привязку к Самаре – это ЗАО «Волгатрансстрой», ЗАО «Волгоспецстрой» и входящее в группу «СОК» ОАО «Волгомост». У каждой из этих компаний уже есть несколько реализованных или реализуемых в настоящее время масштабных проектов мостостроительства. Так, ЗАО «Волгоспецстрой» строит Камский мостовой переход в Татарстане, который входит в состав скоростной магистрали «Западная Европа — Западный Китай». В 2012 году компания планирует завершить строительство Кировского мостового перехода в Самаре, тем самым освободив необходимые ресурсы и кадры для нового масштабного строительства. Генеральный директор ЗАО «Волгоспецстрой» Алексей Чигенев подтвердил «СО», что готов взяться за новый проект. 

Саратовское ОАО «Волгомост» построило мосты в Татарстане, Волгоградской и Ульяновской областях и целом ряде других регионов России. Согласно данным официального сайта компании, сейчас в «портфолио» компании четыре т. н. внеклассных моста через Волгу. В управлении по связям с общественностью самарской группы «СОК» (в которую входит компания) сообщили, что ее компании «было бы интересно принять участие как в проектировании моста через Волгу, так и в его строительстве». Получить комментарии в ЗАО «Волгатрансстрой» «СО» не удалось. Известно, что входящее в группу Вячеслава Сонина ульяновское ООО «Ремстроймост» сейчас строит второй пусковой комплекс моста через Волгу в городе Ульяновске. Велика вероятность того, что проектировщик моста в перспективе станет его строителем. «От того, кто спроектирует мостовое сооружение, будет зависеть и то, кто будет его строить, поскольку проектирование само по себе уже подразумевает часть работ», – пояснил «СО» архитектор, член рабочей группы по разработке генплана Самары Игорь Галахов. 

Плотину могут закрыть 

Валерий Матвеев, министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области 

— В 2008 году в условиях финансового кризиса и ограниченности ресурсов мы тему моста через Волгу заморозили. Но если позволят средства и будет поддержка федерального центра, к ней необходимо вернуться. Есть серьезная проблемамы, наверное, единственный регион в Среднем Поволжье, до сих пор не располагающий полноценным мостом через Волгу. Автомобильный транспорт идет через плотину Жигулевской ГЭС – это не совсем нормальный вариант, в нем присутствуют определенные риски. Дело в том, что после относительно недавних событий, связанных с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, энергетики ужесточили отношение к вопросам безопасности. Идущий сейчас через плотину трафик создает для нее определенные нагрузки. Энергетики уже сейчас нам настойчиво напоминают о том, что именно по этой причине могут поставить вопрос о прекращении движения автомобильного транспорта. Представляете, что произойдет, если это случится? Поэтому нам нужно думать о будущем и вернуться к теме строительства мостового перехода. 

Ждут Левитина и Белозерова 

В середине октября Самарскую область должен посетить заместитель министра транспорта России Олег Белозеров, который курирует в ведомстве в том числе и вопросы строительства мостов. 

Не исключен и визит главы ведомства Игоря Левитина. Основные темы визита – выделение федеральных средств на строительство дорог в регионе, в том числе на завершение Кировского мостового перехода, строительство Фрунзенского моста, а также перспективы строительства магистрали «Центральная» и моста через Волгу. «В Самаре нужно построить минимум пять-шесть развязок, которые позволили бы снять напряжение на дорогах, – отмечает региональный министр транспорта Валерий Матвеев. – Будет обсуждаться реконструкция Волжского и особенно Красноглинского шоссе, проект которого практически готов. Мы бы хотели включить и эти объекты в программу федерального правительства с тем, чтобы получить финансирование»

Есть мнение: 

Алексей Чигенев, генеральный директор ЗАО «Волгоспецстрой» 

— На работы по проектированию моста через Волгу компании — разработчику проекта понадобится один-два года. Время разработки будет зависеть от технического задания, объемов и финансирования проекта. Начинать строить мостовое сооружение можно сразу же после проектирования. При хорошем финансировании можно ежегодно затрачивать на строительство мостового перехода 5 млрд рублей. Компаний, которые могут выполнить работы по мосту «от и до», не привлекая субподрядчиков, по России не более 10. Местных фирм, которые имеют в этой сфере опыт, очень мало. 

Игорь Галахов, директор архитектурнопроектной мастерской «Рекон» 

— Я вижу два варианта для строительства мостового перехода через реку Волга в Самарской областина Жигулевском море рядом с поселком Усолье или же прямо в Самаре, на спуске улицы XXII Партсъезда – между 5-й и 6-й просеками. Последний вариант архитекторы предлагали еще в 60-70-х годах. В районе Октябрьска очень сложная местность – холмы, овраги, и строить мостовой переход там тяжело и дорого. 

Евгений Серпер, член комитета по строительству и транспорту Самарской губернской думы 

— В думе еще не рассматривался проект бюджета на 2011 год, поэтому я не могу сказать, какая сумма может быть выделена на проектирование и строительство мостов. Что касается софинансирования таких проектов из федерального и регионального бюджетов, то оно, как правило, составляет 70% к нашим 30%. 

Борис Ардалин, министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области в 2006-2007 гг. 

— Строительства моста через Волгу в Самарской области – масштабный федеральный проект, который на 90% должен финансироваться из федерального бюджета. Мост станет продолжением федеральной трассы Ми будет идти в обход Самары, связывая наш регион с Оренбургской областью. Оптимальным местом для моста является Сызрань или Октябрьск, где ширина реки минимальна, и удастся сэкономить приличные средства. Что касается стоимости проектных работ, то я оцениваю их на уровне 5-10% от стоимости строительства мостового сооружения. 

Алексей Ушамирский, председатель комитета по бюджету губернской думы, министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области в 2004-2006 гг. 

— Автомобильный мост через Волгу в Самарской области давно нужно строить. Но почему его решили строить в районе Октябрьска? Ведь основной транзитный поток через область идет по трассе М5. Что касается финансирования, без федерального бюджета такой объект построить невозможно. Объем федеральных средств будет значительно большим, чем областных, и это логично, поскольку мост должен связать федеральные трассы.

Авторы: Людмила НИКОЛАЕВА, Ирина ОПАРИНА.
Источник:» Самарское обозрение».

Регион Самара