Право и закон

Распределение ресурсов

Число работающих в автопроме будет снижаться.

Несмотря на общее снижение напряженности на рынке труда в Тольятти, вопрос трудоустройства для нескольких тысяч работников «АвтоВАЗа» по-прежнему остается открытым. 1 июля 2011 года руководство завода в связи с прекращением финансовой поддержки со стороны государства должно будет попрощаться с работниками своих дочерних обществ — ООО «Реформинг-центр» и ООО «АвтоВАЗ-Перспектива», где сейчас работают более 2,8 тыс. человек. Более того, по прогнозам экспертов, в связи с повышением производительности труда количество занятых в автомобильном кластере будет неизбежно снижаться. Впрочем, региональные власти и руководство завода утверждают, что у тольяттинцев не должно быть поводов для беспокойства.

Рост безработицы в Тольятти начался в 2009 году. Причиной послужил мировой финансово-экономический кризис, который серьезно ударил по крупнейшему предприятию города — «АвтоВАЗу», и, как следствие, по всему автомобильному кластеру губернии. Чтобы не допустить социального взрыва в Автограде в связи с ростом безработицы, федеральным и региональным правительствами был разработан ряд мер по снижению напряженности на рынке труда в Тольятти и обеспечению занятости высвобождаемых работников.

Благодаря этим мерам ситуация с занятостью в Тольятти стабилизировалась. Подводя итоги работы по снижению социальной напряженности на рынке труда в Тольятти в 2010 году, руководитель департамента экономического развития мэрии Тольятти Денис Жидков заявил о положительной динамике показателей безработицы.

Так, соотношение числа официальных безработных к численности населения в трудоспособном возрасте снизилось почти в два раза. По итогам 2010 года было трудоустроено 17,3 тыс. человек (65,6% ищущих работу), что в 1,5 раза больше, чем годом ранее, а масштабы скрытой безработицы в 2010 году, по оценкам чиновников, снизились в 11,7 раза — с 30,4 тыс. человек до 2600 человек. По официальным данным на 14 марта 2011 года, количество безработных в Тольятти составило 9570 человек, а заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках — 4199 человек.

Однако, несмотря на общее снижение напряженности на рынке труда, вопрос занятости для тольяттинцев, особенно тех, кто работает в автомобильной отрасли, по-прежнему стоит очень остро. В частности, 1 июля 2011 года такой вопрос может встать перед работниками дочерних обществ «АвтоВАЗа» — ООО «АвтоВАЗ-Перспектива» и ООО «Реформинг-центр». Предприятия были созданы в конце 2009 года в результате совместного решения федерального правительства и руководства ОАО «АвтоВАЗ» для обеспечения работой высвобождаемых с автозавода сотрудников. В итоге в дочерние общества было трудоустроено более 7 тыс. человек, выплату заработной платы которым взяло на себя федеральное правительство. 1 июля государственная финансовая поддержка работников дочерних обществ прекратится.

Более того, эксперты ожидают, что в целом количество занятых в автомобильной отрасли будет постепенно снижаться. «Даже в очень оптимистичном варианте мы будем иметь примерно 220 тыс. высвобождений в автопроме в России, — отметил на заседании Самарского регионального отделения «Союза машиностроителей» генеральный директор Поволжского отделения Российской инженерной академии Юрий Михеев. — Это прямые потери рабочих мест, связанные с повышением производительности труда даже при благоприятном развитии рынка. Эту проблему можно решить только за счет диверсификации экономики».

Впрочем, как отмечают на ОАО «АвтоВАЗ», а также по оценкам властей региона, ситуация с безработицей в Тольятти не выйдет из-под контроля благодаря реализации ряда программ и перспективных проектов на территории Тольятти, которые позволят диверсифицировать его экономику. Что касается работников «дочек» «АвтоВАЗа», то их численность уже снизилась в два раза.

«Для обеспечения работой людей без госфинансирования «АвтоВАЗ» совместно со службой занятости Самарской области организовал переподготовку и повышение квалификации работников «дочек», провел масштабную работу по их трудоустройству в Тольятти и других городах, — заявили в пресс-службе завода. — В результате численность работников «дочек» сегодня составляет 2850 человек». Кроме того, правительство региона и мэрия Тольятти разработали программу содействия занятости сотрудников дочерних обществ. Как указано в этой программе, за трудоустройство одного такого работника работодатель получит более 100 тыс. рублей, такая же сумма будет выделяться каждому работнику, решившему организовать собственный бизнес.

— Эксперты прогнозируют тенденцию снижения численности работников, занятых в автомобильной промышленности. Согласны ли вы с ними? Как это отразится на самарском регионе?

— Безусловно, численность будет снижаться, потому что без роста производительности труда вообще развитие машиностроения, в том числе автомобилестроения, невозможно. Не вижу в этом ничего ужасного. На самом деле сегодня весь мир развивается как постиндустриальный, и количество людей, занятых непосредственно в производстве, уменьшается. У нас сегодня огромный недостаток людей в сфере обслуживания, в самом разнообразном бизнесе, связанном с коммуникациями, с айти-технологиями и так далее. Именно туда эти люди придут. И не надо этого бояться, учитывая демографический спад людей трудоспособного возраста, который нас в ближайшее время ожидает. Думаю, что до 2020 года каждый человек будет настолько ценен, что придется заниматься буквально персональной подготовкой кадров на многие рабочие места.

— С 1 июля дочерние общества «АвтоВАЗа» прекратят получать государственное финансирование. Означает ли это, что работники этих — обществ просто окажутся на улице?

— Я хочу сказать, что мы не ждем ни 1 июля, ни каких-то отчетных дат. Мы просто каждый день вместе со службой занятости активно работаем. И, например, в январе 150 человек из наших дочерних обществ нашли постоянную работу в других местах, в феврале — 480. И сегодня вот так незаметно для всех в дочерних обществах осталось около 2800 человек. А изначально было более 7500. Эта проблема очень сложная, но она решается. «АвтоВАЗ» ведет очень активную работу по этому поводу. Сегодня создается совместное предприятие с немецкой компанией по производству, в том числе, оборудования для инвалидов. Часть людей будет работать там. Стартовал проект IT-парка, Особой экономической зоны. Поэтому думаю, как и другие проблемы, мы эту задачу решим.

Новые предложения
Калуга заинтересована в работниках дочек «АвтоВАЗа»/

15-16 марта в регионе с визитом побывали министр труда, занятости и кадровой политики Калужской области Ирина Подковинская и руководитель службы по персоналу ООО «Фольксваген Груп Рус» Елена Кирилюк. Совместно с руководителем областного департамента труда и занятости населения Олегом Фурсовым они провели встречу со 160 работниками дочерних обществ ОАО «АвтоВАЗ».
Как рассказал Олег Фурсов, с 1 июля предприятия, где работают 2,8 тыс. человек, завершат свою работу. Для каждого из них будет создано рабочее место. Переезд в другой регион — один из вариантов трудоустройства. «Программой по снижению напряженности на рынке труда работникам на эти цели предусмотрены выплаты в размере 100 тыс. рублей, — отметил Олег Фурсов. — До 60 тыс. рублей готов выделить и «АвтоВАЗ».

Ирина Подковинская подчеркнула, что в Калужской области открываются новые производства, для которых требуются квалифицированные кадры. И особенно интересны в этом плане бывшие работники «АвтоВАЗа». «Автомобильная промышленность — один из приоритетных кластеров в Калужской области, — сказала Подковинская. — На заводе «Фольксваген» работают 5 тыс. человек, и скоро там откроется новая смена, в связи с чем будет дополнительный набор кадров». По ее словам, развиваются и другие подобные производства. Елена Кирилюк добавила, что в регионе недостаточно работников автомобильной промышленности, и предприятие готово привлекать их из Тольятти.
Олег Фурсов сообщил, что в ближайшее время будет организована ознакомительная поездка для 30 работников «дочек» «АвтоВАЗа» в Калужскую область.

 

Aвторы: Юлия ВАСИЛЬКИНА, Римма Михарева, Любовь ШРАМКО.
Источник: «Волжская коммуна».

Регион Самара