Взяточничество: все о преступлении и наказании
Взяточничество – одно из широко распространенных негативных социальных явлений, возникающих вместе с появлением госаппарата.Это явление трактуется как одно из тяжких должностных преступлений, связанных с реализацией служебных полномочий. О том, в чем разница между уголовно наказуемым деянием и безобидным «подарком», относится ли спонсорская помощь к коррупционным действиям и в чем причина популярности этих правонарушений «РегионСамара.ру» рассказал начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области Федорин Вадим Михайлович.
Давайте разберемся с терминологией, чтобы четко разграничивать понятия. Расскажите подробнее, пожалуйста.
Согласно п. 1 ст. 1 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупцией называется:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)
Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).
Разница между взяткой и подарком
- взятка обусловлена конкретными действиями (бездействием), за совершение которых она дается.
- подарок ничем конкретным не обусловлен.
- если подарок вручен за оказанную услугу, то это по своей правовой сущности взятка.
Спонсорская помощь считается коррупцией?
ст. 19.28 КоАП РФ
Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Какова роль прокуратуры в борьбе с коррупцией?
П. 2 ст. 1 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Основными направлениями прокурорской деятельности в сфере борьбы с коррупцией являются:
- Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Суть данной процедуры состоит в анализе на предмет наличия их тексте коррупциогенных факторов:
- устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключения из общих правил;
- содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
- Надзор за исполнением законодательства, обеспечивающего соблюдение государственными и муниципальными служащими антикоррупционных стандартов поведения — единой системы (запретов, ограничений, обязанностей), обеспечивающей предупреждение, профилактику коррупции.
- Работа по выявлению дисциплинарных и административных правонарушений коррупционной направленности, привлечению лиц, их совершивших, к установленной законом ответственности.
- Осуществление уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные преступления.
- Работа по возмещению ущерба, причиненного в результате совершения правонарушений и преступлений коррупционной направленности.
- Координация деятельности правоохранительных органов региона по борьбе с коррупцией.
Коррупция довольно «закрытое» правонарушение. Так называемый сговор происходит без свидетелей. Каким образом стражам правопорядка становится известно о даче взятки?
Стереотипы:
- Если двое договорились, то об этом никто не узнает.
Это не так: знают двое – знают все, все зависит от ситуации.
- Если не поймали при передаче денег, то можно ничего не бояться.
Это не так:
- За совершение посредничества во взяточничестве – отдельная статья «Посредничество во взяточничестве»
- Уголовная ответственность предусмотрена не только за совершение посредничества во взяточничестве, но и за обещание, предложение такого рода услуг. То есть, поговорил, пообещал, и даже если ничего не сделал, то уже есть состав.
3. Правоохранительные органы ориентированы на борьбу с коррупцией, и если в отношении кого-то поступает соответствующая информация, то за ним начинают следить более внимательно.
Данные портала правовой статистики генеральной прокуратуры РФСуществует ли какая-то статистика подобных правонарушений, например, за прошлый год. О чем говорят цифры – это много или мало?
За 2017 год органами прокуратуры Самарской области выявлено 6 655 нарушений закона указанной категории. Ситуация развивается разнонаправленно. Количество выявляемых нарушений в сфере профилактики коррупции имеет тенденцию к снижению, причем к весьма существенному.
К примеру, в 2016 году на территории региона было выявлено 10 742 нарушения закона. То есть, снижение данного показателя в 2017 году составило 38%. Это связано с повышением степени ответственности и юридической грамотности государственных и муниципальных служащих при выполнении ими антикоррупционных процедур, а также, с усилением внутреннего контроля.
Что касается уголовно – правовой статистики, то здесь ежегодно наблюдается существенный рост числа выявленных на территории области преступлений коррупционной направленности. Если по инициативе прокуроров в 2016 году было возбуждено 60 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, то в 2017 году таких дел возбуждено 77.
Аналогичным образом складывается ситуация и в правоохранительных органах региона. Так, в 2017 году в области правоохранительными органами выявлено 641 преступление коррупционной направленности против 509 за прошлый год. Рост данного показателя составил на 25, 9 %.
На 18 % увеличилось количество зарегистрированных коррупционных преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах (110 против 93). Увеличилось число задокументированных преступлений, связанных непосредственно со взяточничеством.
Так, по результатам работы за 2017 год выявлено 244 таких факта (ст. ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ), тогда как годом ранее их было 168. Рост по итогам года составил 45%. Из них преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ – 83 (АППГ – 51); ст. 291.1 УК РФ – 24 (АППГ – 18).
Какое количество дел реально дошло до суда?
За 2017 год в суд направлено 243 уголовных дела по факту совершения 534 преступлений коррупционной направленности (АППГ – 309 уголовных дел по факту совершения 470 преступлений). Остальные уголовные дела находятся в производстве. Факты прекращения производством уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности носят единичный характер.
Данные международной организации Transparency International за 2016 годКто чаще всего попадает в категорию нарушителей?
Распределение долей выявленных коррупционных преступлений по отраслям государственного сектора выглядит следующим образом: административный аппарат – 46%, здравоохранение – 16%, образование – 32%, иное – 6%.
В чем причина такой «популярности» нарушений в коррупционной сфере, на Ваш взгляд?
Основная причина коррупционных правонарушений – отсутствие нормального механизма контроля и ответственности за совершение дисциплинарных проступков, создающих предпосылки для совершения коррупционных правонарушений. По мере наведения порядка число коррупционных правонарушений будет снижаться. Пока это отчетливо видно по статистике, не связанной с вопросами уголовного преследования.