Тонкая работа: откуда берутся ювелиры и как им живется в Самаре
Хотим мы этого или не хотим, кольца, цепочки и прочая ювелирная роскошь сопровождает нас с молодых-юных лет: вот девочке дали поиграть со шкатулкой матери, где, может быть, и лежит-то только порванная цепочка, бабушкины старомодные серьги и запонки деда с перламутром. Вот мальчику на 12-летие дарят часы, выпускнице университета папа преподносит жемчужное колье; счастливые новобрачные позируют с новенькими обручальными кольцами на пальцах. Каждое знаковое событие отмечается этими своеобразными вехами, по которым легко ориентироваться в собственной жизни, отлистывая воспоминания.
Откуда берутся ювелиры, легка ли их профессиональная жизнь, какие трудности приносит профессия, чем радует – расспросили Анну Житарь, художницу, мастерицу по работе с металлом и поделочными камнями.
Аня, как вообще люди становятся ювелирами? Как тебе в голов пришла эта идея?
Идея пришла в голов после того, как я увидела работы одной мастерицы. Она делает такие классные штуки из проволоки и бисера: у нее там всякие фигурки, слоники, еще что-то, мне так понравились её работы, и я решила попробовать. Начинала я с проволоки стальной, от которой проволоки у меня мозоли очень быстро образовались.
Потом я стала читать, читать, изучать вопрос, тогда ещё ЖЖ (живой журнал) оставался на пике популярности, там была куча профильных сообществ. Я туда вступила и обнаружила еще более офигенные работы!
Какие-нибудь специальные курсы ты заканчивала?
Нет, специальных курсов я никаких не заканчивала, они есть, но это достаточно дорого стоит. Вся информация – из интернета. Потом уже какие-то вещи мне подсказывал знакомый ювелир, который для меня некоторые полуфабрикаты делал – проволоку тянул, ещё до того, как у меня вальцы появились.
А ты помнишь, какую ты вещь сделала первой?
Прямо вот самую первую – не помню. Это был, думаю, кулон.
Так, начала ты с проволоки – медной и стальной. Что потом?
Я много времени проводила за просмотром работ и поняла, что мне нужно научиться паять. Стала изучать, что для этого нужно, опять-таки информацию собирать. Потом сложилось очень для меня удачно: один знакомый, который «ювелирку» бросил, раздавал весь свой инструметарий, материалы, и он отдал мне свою горелку. И это был прорыв! Мне стали доступны ранее недоступные процессы и вещи.
Что такое вообще эта горелка?
У меня ювелирная горелка, на бензине она работает и подключена к компрессору. Из самой горелки вырывает такой факел огня, и очень высока температура собственно пайки, если обычная паяльник выдает где-то 400 градусов, то тут — 1200. По сути, это – настоящая сварка.
Откуда берется сама идея того или иного изделия?
Непосредственно картинки я иногда беру в интернете: обрабатываю их, что-то добавляю, что-то убираю. Но чаще всего всё идет от камня – смотришь на камень и понимаешь, что здесь должно быть вот это, а здесь – вот то. Камень диктует! Я не знаю, как это лучше объяснить. Но эскизов как таковых я практически не рисую, очень редко. Обычно это бывает при работе с заказчиком: приходит человек и хочет от меня браслет. Начинаю уточнять: какой браслет, сколько будет камней, какие камни, как они должны быть расположены.
Про заказчиков интересно – всегда ли человек точно знает, чего хочет?
Конечно, я всегда уточняю: насколько широким, например, хотят видеть кольцо, насколько большой камень; всё же это можно предварительно на руке сфотографировать, оценить. Кто-то четко знает, чего хочет, кто-то нет. Сейчас я стараюсь работать с первой категорией.
Заказывают ли люди подарки – друзьям, возлюбленным, или чаще все-таки что-то себе?
Конечно, подарки заказывают. Мужья покупают периодически что-то своим женам. Но в основном, все-таки, женщины покупают, заказывают что-то себе. У меня есть ряд клиентов, которые буквально согласны на всё: всё что ни сделаешь, говорят, нам нравится. Иногда даже на стадии, когда я просто фотографии камней выложу, пишут: всё, я бронирую вот этот.
Расскажи про какой-нибудь необычный заказ.
Например, я делала арома-лампу: такая конструкция на четырех ножках, внизу – резервуар для свечки, а вверху – жаровня в виде листика, куда помещают ароматические травы, благовония, чтобы окуривать помещение. Всё это я делала из меди, с бирюзой, получилось достаточно красиво – единственная в своем роде вещь.
На твоих работах взлетают птицы, прорастают цветы и дружат кошки с собаками.
Я считаю, что в украшении обязательно должен быть сюжет. Просто камни – это скучно. Когда есть какой-то сюжет, когда за работой стоит какая-то история, вот тогда она цепляет. Я довольно долго к понимаю этого шла.
Сколько уже времени ты занимаешься своим делом?
Около десяти лет, если вместе с проволокой считать.
А в день сколько времени уходит на работу?
Зависит от того, какие еще события предполагает день, у меня же дети, их надо водить по школам, кружкам и так далее. При хорошем раскладе – часов семь-восемь. Работаю в специальных очках, у меня есть лупа. Со зрением, слава богу, все в порядке.
Какой из навыков ты последним освоила в своей профессии?
Последний – это полировка камней. Шлифовка, полировка, я могу теперь делать сама себе камни тех размеров, форм, какие мне нужны, ни от кого не зависеть. Инструменты здесь те же, что и при обработке металлов, за исключением полировочной пасты. В среднем на обработку камня уходит часа четыре, учитывая несколько этапов шлифовки. Обычно я беру камней шесть-восемь и занимаюсь ими.
Даешь ли ты мастер-классы? Как это происходит?
В 2012-2013 оду просто был какой-то бум мастер-классов, множество людей хотели обучиться проволочному делу, и в баре «Сквозняк» проходило множество занятий, в том числе вела курс и я. Целый год эта тема существовала в Самаре, а на следующий год я ездила в Тольятти. Это очень было круто: заинтересованные люди приходят на урок, потом уходят с готовыми изделиями. Вспоминаю эти поездки в Тольятти как один из самых лучших периодов своей жизни.