В художественном порядке
Современное искусство – это не только пустота, хитроумно запечатанная в стеклянную банку или перформанс по стрижке на брудершафт. Современное искусство – это про современных художников, их работу, семью и деньги.
Екатерина Самыкина – художник и замечательная рукодельница, рассказала нам, почему выбрала этот нелегкий путь в творчестве, что такое готический наив, чем русская лоскутная техника отличается от «пэчворка» и из скольких фрагментов состоит лоскутное одеяло. Спойлер: больше тысячи.
Катя, считается, что традиция сшивать яркие красивые полотна из отдельных кусочков возникла во времена, когда в этом была действительная необходимость: цельная ткань была в дефиците.. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к серьезному виду искусства. Как получилось, что вас заинтересовало именно оно?
Шить я начала очень давно. Мне всегда именно русское традиционное ремесло, русские костюм — своей яркостью, русское горловое пение – своей самобытностью. Заметила как-то, что остается много разных лоскутов. Стала копаться в литературе, разыскивая историю именно русского лоскутного шитья, потому что сейчас много говорят о «пэчворке», и это несправедливо, потому что у нас эта техника существовала испокон веков. Стала смотреть: чем отличается русское шитье от английского, какие особенности у него, вот и решила заняться, решила сшить лоскутное одеяло.
Первое вышло довольно неказистым – я еще училась – но, тем не менее, прослужило довольно долго. Потом я сшила по одеялу для своих детей. Наши предки вкладывали в создание лоскутного одеяла не просто ремесло и душу, а еще и сакральный смысл. Как и русский костюм, одеяло считалось оберегом для его хозяина, пусть ту орнамент не вплетался, но вшивались яркие куски – они собирались, подшивались; лоскутное одеяло не делалось за неделю, за две, это – трудоемкий процесс. Поэтому одеяло и шилось долго, и служило потом долго – защищало, оберегало.
Я не претендую на какую-то непосредственно удмуртскую или мордовскую технику, у меня собирательный образ. Каждое одеяло находит своего хозяина. У меня много клиентов, иногда даже в очереди стоят.
Насколько сложна техника лоскутного одеяла? Что требуется от художницы?
Не только владение навыками шитья, но и чувство стиля и цвета. Хороший результат возможен лишь при высокой точности кроя и сшивания элементов. Разница буквально в несколько миллиметров может привести к перекосу всего изделия. По правилам я должна каждый лоскутик в ручном решить вшить, чтобы соблюсти все традиции, передать энергетику и так далее, но мы же понимаем, что времени это займет очень много, нереально много. Смысла в этом нет. Сшиваю я всё на машинке, собираю, разглаживаю. Стегаю я тоже на машине, но предварительно надо скрепеть сметочным стежком, вручную – чтобы не поползло одеяло, не перекосилось, вот тогда я сметываю красной нитью. Она потом уходит, её вынимают, но энергия и обереговое значение в это вкладывается.
Но сначала я собираю квадраты. Лоскутков должно быть от 800 до 1200, которые надо сшить, разгладить и собрать.
И вот главное отличие русской техники от «пэчворка» — в пэчворке используется пять-шесть видов тканей, из которых складывают узор по существующей схеме. А у нас каждый квадрат неповторим, составлен из определенного количества лоскутов, имеет уникальный рисунок, который не повторяется ни по цветовой гамме, ни по ткани.
Катя, чем в своем творчестве вы занимаетесь еще?
Я работаю с детками – у меня студия декора и дизайна, шитье – это только одно из направлений работы.
Стопроцентно народной куклой я не занимаюсь. На ярмарки я иногда делаю куклы «а-ля народные». Народная кукла – это целое направление, со своими законами, со своими правилами. Мне это всё нравится, но не настолько я этому близка, чтобы заниматься постоянно.
Делаю домовят, хранительниц очага, ангелов. Каждая вещь несет энергетику, каждая вещь оставляет след и влияет на нашу жизнь, особенно вещи, которые сделаны своими руками.
Ваши живописные панно в технике «готический наив» известны в регионе и за его пределами
Основное — это картины, конечно, лоскутная техника – вторична. За свои картины я получила звание мастера декоративно-прикладного творчества Самарской области, вступила в творческий союз художников, и считаю себя прежде всего именно художницей.
Каждый год участвую в ярмарке «Рождественские узоры», это в музее Алабина. Еще в этом году собираюсь в Пензу, на международный ремесленный фестиваль, куда заявила и свои картины, и свои одеяла.
Как семья относится к вашей работе? Что говорят?
Моя семья – лучшая моя поддержка, самая надежная опора. У меня двое сыновей и самый лучший на свете муж. Моя семья – главное в моей жизни, это то, ради чего вообще всё происходит. Я счастлива, что своим трудом привношу в их жизнь что-то хорошее, радостное, новые краски и новые эмоции. Пою гимны семье!