Люди и мнения

Из офиса на сцену: как сотрудники компаний становятся артистами ради благотворительности

 

Девять лет проект «Знаменитости – детям» делает из предпринимателей и сотрудников компаний артистов театра. Собранные со спектаклей деньги идут на помощь талантливым детям. Ежегодные акции проходят не только в Самаре: неравнодушных нашли также в Воронеже, Саратове, Уфе и Нижнем Новгороде. 20 ноября самарские участники проекта представят мюзикл «Безымянная звезда» по пьесе Михаила Себастьяна. О том, как непрофессионалы становятся артистами, поговорили с режиссером спектакля Александром Мальцевым.

Почему решили сделать мюзикл, ведь поставить его сложнее?

Александр Мальцев: Во-первых, долго искали материал, который бы всех объединил: в проекте занято более 20 человек, каждому нужно найти место. Во-вторых, жанр: каждый раз нужно что-то новое, ведь проект должен удивлять. В-третьих, мы должны расти. Когда мы делали предыдущий спектакль «Д’Артаньян», у нас уже были первые предпосылки к музыкальному. Исполнителям понравилось, поэтому решили развиваться в этом направлении.

С чем можно сравнить работу с непрофессиональными актерами?

А.М.: Это сравнимо с пожаром в сумасшедшем доме: очень сложно, в первую очередь, для исполнителей. Они приходят после работы или перед работой: мы собираемся утром, а потом еще вечером, был даже опыт репетиций по Скайпу. Сложно и режиссеру: ведь это не подготовленные артисты, а на сцене они должны не уступать профессиональным. Но проект живет не первый год, значит он пользуется популярностью. В нем уже есть опытные люди, которых можно назвать «народными артистами», есть также «заслуженные» и «стажеры».

Встречались люди, о которых вы подумали: «Почему он не пошел в театральное училище?»

А.М.: Да, есть такие. Кроме того, многие просто стали интересоваться театром. Я еще являюсь режиссером молодежного театра, и нас стали смотреть некоторые предприниматели, кто-то даже стал спонсором. Благодаря нашему проекту, происходит интеграция людей с культурой – это большой плюс.

Почему вы взялись за работу с непрофессионалами?

А.М.: Я давно работаю с ними, начиная с КВН и капустников, знаю эту публику и подходы к ней. В отличие от работы с профессионалами, у нас все сжато: нужно сразу работать на некий результат, объяснить, как и что делать. Профессионал может подумать, поискать, а здесь этот процесс убирается.

Я сразу предупреждаю: вначале у меня демократичный стиль управления, потом – деспотичный. Все к этому относятся нормально – мы занимаемся одним делом. Обид нет, наоборот, иногда говорят: «Покричи на нас, мы что-то расслабились».

Люди театра болеют своим делом, они энтузиасты. Насколько такая черта присуща участникам проекта?

А.М.: То, что мы делаем – это благотворительная акция, деньги идут в помощь творческим детям, и после выступления артисты сами вручают им подарки. И спектакль играется только один раз – в этом своеобразная изюминка. Поэтому здесь тоже присутствует энтузиазм: артисты иногда просят дополнительные репетиции, и никто насильно не работает.

Евгения Воронина, играет мадемуазель Куку, бутик украшений «Mon Chou-Chou»:

Здесь очень много мотиваторов. Помимо того, что проект помогает детям, сцена – наркотик, невероятный кайф. Это интересный обмен с публикой: две тысячи глаз с заведомо доброжелательным настроем и одно удовольствие отдавать им энергию в ответ. Процесс рождения спектакля – невероятно интересный и волнительный. Каждая репетиция для нас – огромное впечатление.

 

С участниками проекта происходят какие-то изменения?

А.М.: Конечно. Я работаю педагогом в институте культуры – вижу какими студенты приходят и какими выпускаются. В нашем проекте четыре года в вузе должны уместиться в месяц-полтора, но и за это время люди меняются и внутренне, и внешне. Когда ты становишься участником, в тебе поселяется бацилла – и потом артисты звонят и спрашивают про новые репетиции и сборы, терроризируют, хотят еще поработать.

Не задумывались, может быть людям нужны любительские театры, как и любительские виды спорта?

А.М.: Раньше это называлось «народный театр»: самые разные люди после работы репетировали, ставили спектакли, выступали. В будущем хочу эту идею продвинуть. Потенциал простого человека велик: каждый может сыграть гениально какую-то одну роль. Это было бы любопытно.

У вас есть амбиции? Может, замахнуться на какое-то произведение?

А.М.: На Шекспира? Мы думали и про него, и про «Собаку на сене», и про много что. Замахиваться? Не знаю, все, что мы делаем, довольно крупно, а потом, надо понимать с кем это делать. Кроме того, мы зависим от зрителя: современная драма будет ему скучна, в нашем проекте нужна броскость. Как режиссер я много уже что поставил, а здесь мне интересно, как любители становится профессионалами: они уже и ходят по-другому, и посыл у них иной.

 

Светлана Арнаутова, исполняет роль Неизвестной, «Поволжский банк Сбербанка России»:

Важно, что проект благотворительный. Когда ты понимаешь, что люди вкладывают в дело столько усилий, это меняет твое сознание. После первого спектакля я задумалась, что я могу сделать, кому могу помочь. Кроме того, участие способствует раскрытию потенциала и ресурсов. Когда ты стоишь на сцене и сотни зрителей на тебя смотрят, по-новому видишь многие вещи, по-новому общаешься и воспринимаешь себя. Артист должен быть в человеке всегда. Если ты руководишь большим количество людей и хочешь, чтобы им было с тобой нескучно и они решали поставленные задачи, ты должен быть интересным. Актерский опыт помогает быть неординарным.

Спектакль «Безымянная звезда» пройдет в филармонии 20 ноября.

Автор: Талгат Мусагалиев

Регион Самара