«В настоящей ситуации безопаснее ходить в небольшие заведения. Там однозначно безопаснее, чем в магазинах в очереди за туалетной бумагой и гречкой»
Российские рестораны так же, как и аналогичные заведения по всему миру, пострадали от вспышки коронавируса и ограничительных мер. Поток посетителей снизился, рестораторы начали бить тревогу и даже просить помощи у государства.
РегионСамара.ру решил пообщаться на тему влияния пандемии на ресторанный бизнес в Самаре и области с президентом ассоциации рестораторов Самары Алексеем Бобковым.
Как ситуация с коронавирусом скажется или уже сказалась на работе баров и ресторанов и к чему готовиться владельцам? Может быть, упал траффик, снизился спрос?
— Однозначно траффик падает, с одной стороны плохо. С другой стороны, рынок на время переходит на сторону доставки. Доставка проще, меньше ресурсов заведения задействовано, но цифра все равно не сопоставима с тем оттоком, который произошел непосредственно в заведениях.
В марте в Москве обороты в ресторанном бизнесе упали от 30 до 90%, падение загрузки гостиниц – более 50%. Об этом говорится в письме на имя председателя правительства РФ Михаила Мишустина, подписанном представителями Федерации рестораторов и отельеров (ФРИО), общественной организации «Опора России» и Торгово-промышленной палаты (ТПП). Авторы письма связывают это с ростом количества зараженных коронавирусной инфекцией и ограничительными мерами. Как обстоят дела с самарскими ресторанами? Можете дать какие-то прогнозы? Какие заведения пострадают больше всего: сети быстрого питания, сети франчайзинговых ресторанов?
— Мы пока не подошли к той точки истерики, да и официальная статистика по Самарской области показывает маленькое количество заболевших. Пострадали все, пострадают оставшиеся, и франчайзи, и сети быстрого питания. По мне так в настоящей ситуации безопаснее ходить в небольшие заведения (исключите кальяны), там однозначно безопаснее, чем в магазинах в очереди за туалетной бумагой и гречкой. Из этой критической ситуации быстро выйти на ожидаемую обычную статистику не получится. Скоро лето, максимум 2 месяца, потом август и снова рынок в спячке. Раньше конца сентября рынок не вздохнет. Зато для новичков откроется много арендных предложений, хороший момент для старта, но только надо подождать (смеется).
Из этой критической ситуации быстро выйти на ожидаемую обычную статистику не получится
Постановлениями и приказами людей в рестораны не загонишь, но самая уместная помощь в сложившейся ситуации (что и предлагают наши коллеги из Федерации Рестораторов и Отельеров) — это налоговые каникулы, большая отсрочка по платежам поставщикам и временное снижение ставки по аренде. Если с первым нам помогает государство, то с двумя последними надо договариваться самим рестораторам, и, как бы прискорбно не звучало, дано не всем.
Есть ли смысл сейчас «уходить в подполье» и переходить на доставку? Особенно учитывая, что сервисы по доставке еды сейчас в плюсе. Например, по данным Delivery Club, количество заказов за прошедшие выходные увеличилось на 22%, рост среднего чека составил 15%.
— Тут дело не в коронавирусе. Многие рестораторы, которые смотрят наперед, пользуются услугами агрегаторов по доставке. И многие подготовлены для усиления кухни на доставку. Но необходимо понимать важную вещь – если вы хотите поддержать нашу отрасль, делайте заказы доставки блюд непосредственно в заведении. Это очень поможет ресторану не платить проценты, а «накапливать жирок» для более темных времен, которые надвигаются на нашу отрасль.
Необходимо понимать важную вещь – если вы хотите поддержать нашу отрасль, делайте заказы доставки блюд непосредственно в заведении
Самарские рестораны каким-то образом выполняют предписание Роспотребнадзора по усилению мер безопасности из-за коронавируса?
— Однозначно да. Разговаривал со многими рестораторами, и все очень серьезно подошли к письму Роспотребнадзора. Обрабатывают столы дезинфицирующими средствами (после каждого гостя), увеличивают количество бактерицидных ламп, измеряют температуру персоналу, обрабатывают дверные ручки.
Минпромторг направил столичным рестораторам рекомендации по работе во время пандемии, среди которых предложение не пускать в рестораны пенсионеров и людей с симптомами ОРВИ. Кроме того, при входе персонал должен контролировать, моют ли руки посетители, и обеспечить расстояние в метр между отдыхающими. Также сотрудникам следует попытаться уговорить пожилых людей не посещать заведения и не обслуживать болеющих. Как Вы считаете в самарских ресторанах такие меры оправданы? Это не вызовет агрессию или массовую панику?
— Давайте по порядку. Не впускать престарелых граждан неправильно. Можно не впускать китайцев – с них же все началось. Давайте не делить людей на «опасных» и «не опасных». У меня это вызывает не агрессию, а не понимание владельцев бизнеса. К таким я уже никогда не вернусь. Нельзя дискриминировать этносы и возрастные группы. Помните, что от коронавируса вакцина будет, а от неправильных решений ресторатора нет. Предлагайте на входе антисептики, раздайте перчатки официантам (это вызовет доверие у гостя), раздайте официантам маски, превратите это в некий элемент гостеприимства.
Помните, что от коронавируса вакцина будет, а от неправильных решений ресторатора нет
Помните, что рестораны — это безопасно, меры предосторожности были всегда, просто сейчас они больше выражены.