Новости

«Хочешь чему-нибудь научиться – учи других»

3 ноября - ИА РС (РегионСамара): 12 октября состоялась эксклюзивная премьера короткометражного фильма «Touch Up» самарского режиссёра, преподавателя сценарного мастерства школы кино и анимации Радика Кагирова.\r\n

12 октября состоялась эксклюзивная премьера короткометражного фильма «Touch Up» самарского режиссёра, преподавателя сценарного мастерства школы кино и анимации Радика Кагирова.
Радик Кагиров не только режиссер, но и преподаватель техники правильного дыхания, восточных единоборств и оздоровительных практик, поэтому площадкой мероприятия стал центр экологии человека «Matrёshka Plaza».
Впереди — участие киноленты в Каннах и фестивале Чарли Чаплина. Об этом и многом другом режиссёр, сценарист и преподаватель Радик Кагиров рассказал в эксклюзивном интервью РегионСамара.ру.

– Как Вы совмещаете тренинги, преподавание и режиссёрские работы?

– Всё очень просто. Мне удобно совмещение в рамках школы кино и анимации преподавания сценарного мастерства и режиссёрских работ. Есть правило: хочешь чему-нибудь научиться – учи других. Так и получается у меня. Мои тренировки тоже вписываются и сочетаются со всем, чем я занимаюсь. На первый взгляд тренировки —  работа руками, на самом деле – действие на определённые зоны организма, отвечающие за кровоснабжение мозга. А нормальные сценарии можно написать только при хорошей работе головы. Они должны впечатлять, трогать душу, и этого достичь достаточно сложно.

– В чём Ваш секрет time-менеджемента?

– Time-менеджемент – актуальная тема. Я не всё успеваю, выбираю и ставлю приоритеты. Менеджмент – это эффективность. Съёмки – это колоссальные нагрузки: бессонные ночи, нервы, «разруливание» проблем. Здоровье – необходимый ресурс. И здесь имеются варианты. Подорвать здоровье и сидеть потом на лавочке с палочкой, хвастаясь двумя фильмами, или поддерживать оптимальную норму здоровья. Мне приходится отрываться от съёмок, что в дальнейшем даст возможность больше реализовать проектов.
Пример из бизнеса. Можно потратить деньги и месяц хорошо жить, потом же кусать локти. Или вкладывать деньги, и спустя время приобрести завод. В кино период терпения очень долгий. Вы представьте, Бандероса расспрашивают о работе по озвучке героя в анимации «Кот в сапогах» спустя год или три года. Сейчас он занимается новым проектом и о сделанном  уже забыл. Похвастаться нечем: снимаешь, делаешь крутую вещь, а её увидят в лучшем случае через год. Сначала вкладываешь, а потом только получаешь.

 Съёмки фильма «Анютка»

– Как долго вы занимаетесь режиссурой? Что было первопричиной: желание и мечта быть режиссёром или порыв выразить свой мир?

– Я боюсь вас разочаровать. Случайно…
Последние 10 лет был сценаристом. Однажды знакомый не смог продолжить съёмки, при этом процесс уже был запущен, роли отрепетированы… Я взялся. Первый мой фильм – «Анютка». История второго фильма такова: был хороший сценарий, приуроченный к дате полёта Гагарина. Жалко, идея пропадала. Сомневался, снимать ли самостоятельно. Ребята поддержали. Получился «High Voyage». К третьей картине я уже обнаглел (смеется, – корр.).
И ещё я услышал фразу в интервью Авдотьи Смирновой, ведущей телепередачи «Школа злословия», «сценарист – трусливый режиссёр». Задумался. В этом есть доля правды. Работая теперь в режиссуре, я стал понимать производственный процесс. Качество сценариев улучшилось.

– Как вы пришли к делу написания сценариев?

– Я был рекламщиком. Писал постоянно сценарии рекламных видеороликов.

– Вам близки чувства героев фильма? На премьере Ирина Богушевская поделилась, что подобная история имела место в её жизни…

– Конечно, знакомо. Через всё что делаешь, ты транслируешь себя, будь ты художник или режиссёр. Даже по почерку возможно определить характер и настроение человека (мой почерк, отмечаю я, уже оценили, — корр.). И я учу строить кино на переживаниях, доставая их из души.

– Чего ожидаете от участия своей картины на Каннском фестивале?

– На фестиваль мы ещё отправляем. Отправка материала – это постоянный процесс. Как всё обернётся, совершенно непонятно. Но изначально фильм был сделан для категории группы «А».
Есть идея отправить картину на фестиваль Ч. Чаплина. Фильм «High Voyage» тоже без единого слова. И это в лучших традициях Чарли Чаплина.

– Кто для Вас идеальный зритель?

– Я стараюсь рассчитывать на широкого зрителя, прибегаю к универсальным ценностям, которые понятны всем. На занятиях ученикам объясняю, что есть несколько слоев мозга: рептийный и лингвистический. На рептийном уровне люди любят в фильмах кровь, страх, драки. В другой категории — любители интеллектуальных вещей. Мне нравится голливудский подход – подача вещей многослойно. На «Кунг-фу панду» идут и дети, и взрослые. Всем нравится. Интеллектуал, сторонник философской школы увидит такие слои, которые поймёт только он один. И это было заложено. Я считаю недостатком профессионализма ситуацию, в которой режиссёр делает только то, что понимает и обоснует её тем, что «умный поймёт, а дуракам и нечего смотреть». Профессионален тот, кто сделает картину интересной для всех. Чтобы понятно было каждому, и по-своему.

Презентация короткометражного фильма «Touch Up»

– Зачастую в Голливуде делают ставку на красивого актёра, ориентируясь на вкусы женской половины, и боевые сцены – на вкусы мужской аудитории… Есть ли у вас это деление?

– Конечно, рассчитываю… (задумывшись, — корр.).

– Роман Сидоренко?

– Хотя… таких тонкостей я не касаюсь. Я пока не волшебник, я только учусь.
Были люди, которые говорили, что Роман слишком симпатичный для такой роли. На самом деле для меня было определяющим (может, пока) поведение человека на съёмочной площадке. Мне важна ответственность. Опоздание одного ключевого человек приводит к потери времени всей команды. Романа я знал по другим кино-проектам.

– Как дело обстояло с выбором главной героини?

– У нас был очень большой кастинг. Я применял свои наработки с тренировок. Как Курт Уиммер в «Эквилибриуме» использовал свои знания карате. Сцена пистолетной перестрелки в фильме напоминает комплекс защитных и атакующих действий, именуемый ката. И я полагался на ощущения, энергетику и биомеханику. Знал, какое состояние надо будет передать, – обращал внимание на то, что каждая претендентка несёт в себе. Все члены жюри отметили Эльвину Сигнатуллину. У неё есть некое обаяние. 
Читал, что и в Америке отмечают качество звезды — «quality of a star». Такие люди не проходят без внимания. В Голливуде разбираются в этих вопросах; там же что не официантка, то актриса.

– Вы упомянули фильм «Эквилибриум». Есть ли у вас любимые фильмы, на которые Вы бы хотели равняться?

– Я всегда ухожу от таких вопросов. Люди по полочкам предпочтений раскладывают друг друга, как расисты — по цвету кожи. На первом занятии в киношколе это особенно заметно. Мы за доли секунды определяем человека, фиксируем предположительно его возраст, материальное положение и многое другое. Задаёмся вопросом: «Доверять мне этому человеку или нет?». У девушек пролетают мысли: «Как себя вести? Могла бы я выйти замуж? Может всё это неплохо?!
В школе я преподаю и тем, кто хочет снимать фильмы-ужасы, хотя сам я их не смотрю и не люблю. Мне присылают такие сценарии. Чтение их даётся тяжело. Но мнение человека следует уважать, и я стараюсь не отговаривать, просто квалифицированно помочь. Называя нравящиеся фильмы, я ставлю себя под огонь и навязываю своё мнение.

– Как же упомянутый Уиммер?

– Выкручиваюсь… Курт Уиммер мне нравится, оцениваю его профессионализм с точки зрения сценариста.
Мне приглянулся фильм «Влюбленный Шекспир». Хотя сценаристы обычно тащатся от «Касабланки». Но это фильм времен войны. Я его пересмотрел несколько раз, попытался поймать кайф. Не смог.
Нравятся голливудские шедевры, такие как «Матрица» и «Терминатор».

– Творчество какого всё же режиссёра вам близко?

– Последнее моё открытие  — режиссёр, сценарист и продюсер Джан Имоу. Его фильмы «Герой», «Зажигая красный фонарь», «Жить», «Не терять ни одного» близки мне. Мне нравятся «щемящие» киноленты.

Ксения КОЧНЕВА
kochneva@regionmedia.ru

СООБЩИТЬ НОВОСТЬ
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой?
Связаться с нами можно несколькими способами. Выберите наиболее подходящий вариант ниже
Регион Самара