Жизнь рынка автострахования
Положительные тенденции в секторе страхования очевидны ввиду того, что игроки рынка поменяли свои подходы к ведению бизнеса.[full]
Тем не менее без пострадавших не обошлось, так как состояние рынка автострахования в большей степени зависит от положения дел в индустрии автопродаж. В период кризиса российский авторынок пережил беспрецедентное падение — продажи машин снизились в 4 раза.
Зажатые в тиски кризиса многие страховщики снижали цену полиса ниже уровня себестоимости и предлагали десятки процентов скидок. Такая политика, в конечном итоге, привела к появлению финансовых проблем у таких страховщиков, что, в свою очередь, спровоцировало отток клиентов.
Многие компании в период кризиса сделали ставку именно на «моторные» виды страхования, как на наиболее перспективные с точки зрения сборов, однако эта ставка не оправдала себя. Такие страховщики сейчас заявляют об убытках не только по КАСКО, но и по ОСАГО. Стоимость их чистых активов по МСФО приближается к нулю, или даже отрицательна, они не в состоянии будут в самом ближайшем будущем обеспечить выплаты клиентам по страховым случаям. По оценкам экспертов, если у страховщика сборы падают на 25-30%, а комбинированный коэффициент больше 115-120% (а такие коэффициенты, к сожалению, не редкость), то в первом-втором квартале следующего года у таких компаний могут просто кончиться деньги на счете, а это означает банкротство. Однако другие страховщики, более стабильные и финансово устойчивые, в период кризиса получили новых клиентов в рассматриваемом сегменте. Так, «Ингосстраху» удалось увеличить долю в секторе КАСКО на 5,2%. Сборы по ОСАГО составили 5,9 млрд. рублей, показав рост на 16% по сравнению с прошлым отчетным годом.
Кто кого
Сегодня автоматический рост автопродаж и автокаско сменились эпохой скупости: на рынке царит жесткая экономия издержек и борьба за клиента.
«Многие страховщики использовали демпинговые цены или же сокращали услуги в рамках программы страхования до минимума. «Ингосстрах» избрал другой путь. Также мы популяризировали продукты с франшизой, то есть невозмещаемой частью убытка. Программа «Автопрофи» с франшизой позволяет опытным водителям получить значительную скидку на страхование КАСКО и сэкономить, не теряя при этом качества страховой защиты и размера покрытия», — прокомментировала директор филиала ОСАГО «Ингосстрах» в Самаре Татьяна Зимина.
«Мы продолжаем предлагать наш уникальный продукт 50/50», — говорит Стрижков Андрей андеррайтер по автострахованию, Приволжский Региональный Центр, ОАО «Альфастрахование». — Заплатив половину стоимости страховки клиент, в случае угона или полной гибели автомобиля, получает страховое возмещение без каких-либо доплат. Также мы ввели линейку продуктов «Честное КАСКО», линейка включает 3 вида страхования, отличающиеся только наличием или отсутствием возможности обращения за страховой выплатой без справок из ГАИ, в результате стоимость страховки на вариант «Голое КАСКО», когда клиент обращается за выплатой только оформив надлежащим образом происшествие, стала значительно дешевле. Учитывая, что многие водители в любом случае всегда вызывают ГАИ, им этот продукт оказался наиболее подходящим, так как нет смысла переплачивать за сервис, которым они, скорее всего, не воспользуются».
Основной тенденцией 2010 года стало то, что страховщики работают с тарифами выборочно. В ряде компаний увеличение цен коснулось отдельно взятых транспортных средств – автомобилей украинского, российского и китайского производства. Как показывает статистика – это наиболее убыточный сегмент.
Автодилеры продолжают повышать цены на услуги по ремонту машин и на запчасти. По этой причине страховые компании вынуждены в который раз пересматривать тарифную политику по КАСКО в сторону увеличения на 10-20%. Также на тарифы продолжает достаточно сильно влиять курс валют, инфляция и низкие продажи автомобилей.
«Стоимость полиса зависит от многих параметров, стажа и возраста водителей, стоимости и срока эксплуатации автомобиля, его марки, модели»,- рассказывает Андрей Стрижков. — Клиенту с большим стажем и возрастом например на новом Mercedes страховка Полное КАСКО обойдется в 2,5% от его стоимости, на Kia CeeD в 4,0%, на Ford Focus в 4,9%, а на Лада Калина в 4,0%. Плюс к этому мы предлагаем клиенту большую свободу выбора различных вариантов, например при страховании Ford Focus если клиент выберет франшизу всего 3 000 рублей, тариф снизится с 4,9% до 4,2%, в результате экономия стоимости страховки составит, в зависимости от стоимости авто, более 4 тыс. рублей».
Клиент тоже не дурак
Кризис заставил всех считать деньги. Клиенты стали более осторожными в выборе страховых компаний. Участившиеся случаи невыплат, и уход с рынка некоторых страховщиков заставил их отдавать предпочтение услугам хорошо известных игроков рынка. Раньше страховщики удивлялись тому, насколько невнимательны порой клиенты к условиям автострахования, параметрам своего страхового полиса. Сегодня клиент собирает максимум информации перед тем, как принять решение о страховой компании, выбирая самую, по его мнению, надежную. И только во вторую очередь его интересует продуктовая линейка компании. Конечно, сейчас сохранилась категория клиентов, которая выбирает страховку, исходя из принципа «лишь бы дешевле», но это в основном, клиенты, которых страховаться заставляет банк.
В последнее время отмечен всплеск интереса к добровольному дополнительному страхованию автогражданской ответственности (ДАГО — расширенная «автогражданка», доплата по нему к полису ОСАГО составляет от 30 до 3 тыс. рублей и увеличивает размер возможной страховой выплаты до 1,3 млн. рублей – ред.). Сегодня многие клиенты видят преимущества такого вида страхования, и оформляют договоры по добровольному расширению ОСАГО. Не все клиенты до страхового случая знали, что полис ОСАГО покрывает ущерб до 120 тыс. и то раз в год, и теперь стремятся увеличить этот лимит за счет ДАГО.
В результате
В 2010 году активно реализуются тенденции по улучшению состояния рынка автострахования: перераспределение клиентов, более адекватные и стабильные тарифы на рынке, уменьшение числа компаний, которые ведут несбалансированную политику, изменение подходов в андеррайтинге.
Российский страховой рынок ожидает сложный год. Главная проблема, с которой столкнутся компании, – недостаточность ликвидности. Есть еще одна проблема на рынке корпоративного страхования, о которой редко говорят, – это желание большинства клиентов прописать в договорах страхования такие графики платежей, чтобы в начале договора заплатить минимум, а основные объемы отнести как можно дальше, на потом. И эта проблема ничуть не меньшая, чем сокращение объемов. По отчету о прибылях и убытках у страховщиков все хорошо – доход вроде есть. А реальных денег недостаточно.
2010 год расставит все по местам. Столкнувшись с различными сложностями, одни компании неминуемо разорятся, то другие, напротив, получат толчок для развития. Уже сейчас видны яркие изменения в сфере автострахования: сформировались признаки страховой культуры, в частности то, что клиенты все чаще обращаются не напрямую к страховщику, а предпочитают пользоваться услугами профессиональных посредников – брокеров и агентов. В целом же кризис стабилизировал рынок и разделил клиентов на случайных потребителей страхового продукта и осознанных страхователей. Страховые компании научились вести верную политику урегулирования убытков, не расхолаживая клиентов необоснованными выплатами премий. При этом конкуренция делает цены более адекватными, что уже хорошо для конечного потребителя. Такая «чистка» на рынке автостраховнаия положительно отразиться на общем состоянии дел и российский рынок от этого только выиграет.
При благоприятном развитии событий:
- Объем страхового рынка в 2009 году составил 527 млрд. рублей, в 2010 году составит – 556 млрд. рублей (в номинальном выражении).
- Темпы прироста страховых премий в 2009 году относительно 2008 года составили -5,1%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом – плюс 5,6%.
- Рост премий в 2010 году будет обеспечен за счет страхования автокаско (+7,4 млрд. рублей), ДМС (+6,8 млрд. рублей) и ОСАГО (+5,1 млрд. рублей).
При отрицательном развитии событий:
- Объем страхового рынка в 2009 году составит 500 млрд. рублей, в 2010 году – 453 млрд. рублей (в номинальном выражении), то есть даже ниже уровня 2007 года.
- Темпы прироста страховых премий в 2009 году относительно 2008 года составят минус 10,0%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом – минус 9,3%.
- Падение премий в 2010 году будет происходить в основном за счет страхования автокаско (-20,5 млрд. рублей), ДМС (-6,7 млрд. рублей) и страхования имущества юридических лиц от огневых и иных рисков (-5,0 млрд. рублей).
Справка:
Согласно исследованию, наиболее опасными видами страхования с точки зрения отрицательных темпов прироста страховых премий и высоких темпов прироста страховых выплат являются:
- Страхование грузов (падение премий в I полугодии 2009 года по сравнению с I полугодием 2008 года на 23,0%, рост выплат на 76%).
- Страхование от несчастных случаев (падение премий на 19,1%, рост выплат на 47,7%).
- Страхование автокаско (падение премий на 16,2%, рост выплат на 40%).
- ДМС (падение премий на 7,5%, рост выплат на 16,3%).
Анастасия БАКУЛИНА