Самарские производители БАДов терпят убытки
С 14 февраля производство и торговля биологически активными добавками (БАД) в России остановлена минимум на месяц.[full] Ни одна торговая сеть и аптека не принимают БАДы без декларации соответствия. Теперь производители заняты оформлением декларации соответствия на БАДы. Об этом порталу RegionSamara.ru сообщил директор ЗАО «Самаралектравы» Николай Лужнов.
С 14 февраля вступило в силу постановление правительства РФ «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации». В перечень продукции входят и биологически активные добавки.
По словам Николая Лужнова, производители БАДов, не первый год работающие на рынке, уже имеющие госрегистрацию и документ добровольной сертификации, могут получить сертификат соответствия в течение месяца. Что касается новых БАДов, то их производителям понадобиться около трех лет, чтобы получить сертификат. В результате введения обязательной сертификации терпят убытки производители и реализаторы.
— Аптеки и торговые сети отказываются принимать БАДы без сертификата соответствия. Работники, занятые на производстве БАДов, отправлены в отпуск за свой счёт. Раньше производителю выдавалось свидетельство о госрегистрации. Этим занималась федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека под руководством главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко. В 2003 году производителям БАДов на 5 лет выдавалось свидетельство о регистрации. С 2006 года были введены бессрочные свидетельства о госрегистрации на период выпуска препарата, так как в России появилось 4600 БАДов и ведомство не успевало регистрировать всех. В сентябре потребовали добровольную сертификацию. Она выдается на 1 год и обходится в 120 тыс. рублей на один препарат. А с 14 февраля добавилась декларация соответствия. Она даётся на 3 года. Ориентировочно она будет 10 тысяч на один препарат (исследования + сертификация), с учётом того, что этот документ нужно получать в Москве, то командировочные расходы удвоят-утроят эту стоимость. Кроме того, ограничены институты, которые могут давать декларации. То есть их всего 15, 10 из них в Москве, Брянске, Новосибирске и Свердловске. Причем комиссия должна определить для производителя, в каком институте будут проводиться исследования, — рассказал Николай Лужнов.
Кроме того, производители столкнулись с ещё одной проблемой. Минздрав по ошибке отнёс БАДы к лекарственным средствам, неправильно обозначив их код. И пока официально Минздрав не признал это ошибкой. Этикетки на БАДы со старыми кодами были заказаны заранее до введения ошибочного кода. Теперь, если код на БАДы как лекарственные средства утвердят, то все этикетки придётся менять вместе с упаковкой или наклеивать новые этикетки с обозначением кода. В итоге производитель понесёт убытки, а они, в свою очередь, скажутся на цене конечного продукта.
По данным Лужнова, «Самаралектравы» потеряет в этом месяце от простоя производства БАДов 400 тысяч рублей. Для сравнения такой крупный производитель БАДов как «Эвалар» потерпит миллионные убытки. И всё из-за того, что Министерство вовремя не предупредило производителей о необходимости получения новой формы сертификации.
Если сейчас все 15 тыс. российских производителей БАДов подадут заявки на получение сертификата соответствия, то многие из них не успеют получить его за месяц. Возможно, что будут внесены изменения в процесс регистрации с учётом большого ажиотажа.
«Самаралектравы» готовят к выходу 3 вида новых БАДов, однако пока не торопятся их сертифицировать. По мнению Николая Лужнова, сегодня делается всё, чтобы выпуск новых бадов был не выгоден производителю. Однако если сертифицировать БАД как лекарственное средство – на это уйдёт 3 года. Для сравнения до 1991 года срок тестирования лекарственного средства составлял 15 лет, чтобы препарат вышел на рынок. По мнению Николая Лужнова, сегодня выгодно продавать продукты питания. В 2009 году чтобы сертифицировать новый продукт питания необходимо было 6 месяцев. С 2010 года вводится добровольная сертификация на продукты питания. В Самаре сертификат выдаёт «Самарский центр испытаний и сертификации». Ведомство раз в месяц проверяет продукты питания. Для производителей, у которых есть свои лаборатории, сертификация не требует больших затрат.
Однако для тех, у кого нет своих лабораторий, сертифицирование одного продукта питания будет стоить 5 тыс. в полгода. Хотя если проводить все исследования, на это уйдёт 41 тыс. рублей на один продукт питания за полгода. При массовом объёме производства продуктов это выливается в серьёзные траты. Впрочем, даже после отмены обязательной сертификации, многие производители продуктов питания продолжают подавать документы на сертификацию. По их мнению, для покупателя наличие сертификата является решающим при выборе продукта.
Алина ПРИГАРИНА