Новости

Спасибо мировому футболу за современную систему речного транспорта в Самаре

9 июля - ИА РС (РегионСамара): В преддверии ЧМ-2018 в регионе готовятся полностью обновить систему речных перевозок

Кто бы мог подумать, что от сочетания слов «футбол» и «Россия» может повеять чем-то радостным и полезным? Ведь для россиян футбол всегда был больной темой. Однако на сей раз не беда, а выгода пришла оттуда, откуда не ждали.

Конечно, в то, что наши футболисты порадуют своих болельщиков, мало кто верит, но плюсы и выгоды от проведения в России чемпионата мира по футболу в 2018 году обозначились вполне конкретно. И если региональные чиновники сработают чётко, грамотно и по совести, то российские города, принимающие мундиаль, в числе которых есть и Самара, имеют все шансы «круто подняться» в грядущую четырёхлетку.

Не было бы счастья, да футбол помог

Несколько дней назад мы писали о том, какие качественные изменения ждут столицу Самарской области в связи с подготовкой к ЧМ-2018. Новые дороги, стадион и гостиницы, вошедшие в проект, подписанный премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым — это далеко не все воздушные потоки, составляющие сильный ветер перемен, который будет кружить губернию в ближайшие четыре года.

Жителям области будет интересно обратить своё внимание на то, что к 2018 году на акватории региона планируется полностью обновить всю систему речных пассажирских перевозок. Эта идея давно витала в воздухе, но у местных властей, видимо, не было ни нужды, ни средств заниматься ею всерьез. А теперь оба эти пункта появились, по крайней мере, обозначились.

С советских времён самарская система речного транспорта шагнула далеко назад: пассажиропоток скатился к минимуму, суда устарели, большое количество остановочных пунктов прекратили своё существование, многие пристани пришли в негодность. Сейчас у самарцев появилась надежда на то, что ситуация в корне изменится.

Сильны «передним умом»

В 2013 году глава региона Николай Меркушкин и министр транспорта РФ Максим Соколов решили возродить систему речных перевозок и активно использовать водный транспорт при проведении в Самаре чемпионата мира по футболу в 2018 году. В итоге правительство Самарской области утвердило концепцию развития водного транспорта в регионе, разработанную региональным Минтрансом. Прописанные в ней меры решают как локальные задачи в виде открытия новых остановочных пунктов, так и более глобальные, например закупку современных скоростных судов.

Документ рассчитан на два этапа. Первый, охватывающий 2013 — 2015 годы, имеет в приоритете улучшение инфраструктуры и развитие маршрутной сети. На 2015 — 2018 годы ставятся более крупные задачи, главная из которых — обновление флота.

По замыслу властей, главным результатом должно стать развитие всех прибрежных территорий. К ним относятся городские округа Самара, Тольятти, Жигулёвск, Новокуйбышевск, Сызрань, Октябрьск и Чапаевск, а также муниципальные районы Безенчукский, Волжский, Красноярский, Приволжский, Ставропольский, Сызранский и Шигонский.

Если реализовать данную концепцию полностью, областным властям потребуется несколько миллиардов рублей. В качестве источников финансирования указаны средства федерального и областных бюджетов, а также деньги инвесторов. При этом Министерство транспорта уточняет, что этот документ носит рекомендательный характер и будет реализовываться только по мере поступления средств.

Глава ведомства Иван Пивкин пояснил: «Отдельной строки в бюджете на мероприятия концепции не предусмотрено. Мы будем двигаться поэтапно: как только высвобождаются средства — мы направляем их на конкретные мероприятия».

Легко сказать, трудно сделать

С открытием новых остановок справиться не так уж и сложно. Уже этой весной в данном направлении работы появились конкретные впечатляющие результаты. 12 мая в Самаре после девятилетнего перерыва была введена в эксплуатацию пристань «Солнечная поляна», а также ещё три остановочных пункта, которые функционировали на линии «Самара — Зольное» до 2005 года, это: «Село Винновка» Ставропольского района, «Усолье» Шигонского района и само «Зольное» в Жигулёвске. А 11 июня пассажиры маршрута «Самара — Винновка» получили возможность сойти на пристани «Гранный».

А вот с обновлением флота всё обстоит гораздо сложнее. На это требуется намного больше денег. Сейчас у лицензированных перевозчиков осталось не больше 35 судов, средний возраст которых — 40 лет. По информации «ВолгаНьюс», генеральный директор ОАО «Порт «Тольятти» Алексей Виноградов прозрачно и чётко обрисовал данную ситуацию: «Наш флот состоит из пяти судов. Это три «омика», прогулочный катер «Жигули» и грузопассажирский паром. Мы ежегодно проводим их ремонт, меняем двигатели, оснащаем современным навигационным оборудованием. Поэтому с точки зрения безопасности проблем нет. Но, конечно, по уровню комфорта и экономичности новые суда значительно лучше советских аналогов. Сегодня каждому пассажиру хочется видеть на борту мини-бар, кофейные автоматы, мягкую зону и детский уголок. Это современные условия, которым необходимо соответствовать».

Позитивный взгляд в будущее

Для более ясного представления, аналог «ОМа» — теплоход «Столичный» вместимостью 120 человек, — стоит 50 миллионов рублей, а скоростные преемники «Восхода» и «Метеора» — 80 миллионов рублей и 100 миллионов рублей соответственно. Путём несложных вычислений можно установить, что на приобретение 27 судов потребуется 1,5 — 2 миллиарда рублей. Алексей Виноградов уточняет: «Здесь необходима государственная поддержка. Это не только налоговые льготы, кредитные и лизинговые программы, но и прямое субсидирование».

Но, несмотря на всё это, жители Самарской области, вполне могут рассчитывать на успешный исход компании и на реализацию концепции в полном объёме. Покупку новых судов взял под личный контроль Николай Меркушкин. Этот вопрос глава региона активно прорабатывает с министром транспорта РФ. Врио губернатора отмечал: «Бюджет возьмёт на себя организацию перевозок, но на начальном этапе, когда нужно покупать суда, будет тяжело. Поэтому мы будем просить включить нас в федеральную программу».

Сейчас самарцы с лёгкой душой могут обкатывать старые новые маршруты в ожидании положительных изменений. А в ближайшие четыре года жители региона смогут сами в полной мере оценить плюсы и минусы проведения в нашем городе матчей грядущего мундиаля и то, как это событие скажется на развитии системы самарского речного транспорта.

Пётр ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Регион Самара